Опубликовано: ГП 11-2011
Тет-а-тет с тягачом

Mercedes-Benz Actros 4-го поколения

Даниил Минаев, фото автора

Абсолютное большинство автомобилистов со своими авто разговаривает. Нет, они не сумасшедшие и не чрезвычайно эмоциональные люди, просто транспорт иной раз играет настолько важную роль, что становится неотъемлемой и почти одушевлённой частью нашей жизни. Это восприятие автомобиля как товарища и члена семьи ещё сильнее укрепилось в моём сознании после тесного знакомства с четвёртым поколением Mercedes-Benz Actros, которое состоялось на его исторической родине в дни, когда в Германии повсеместно празднуется Октоберфест.

Октоберфест обошёл меня стороной, хотя ещё во время авиаперелёта в Мюнхен мы с коллегами строили весьма заманчивые планы относительно посещения этого самобытного осеннего застолья. Принимающая сторона, видимо, подозревала о наших планах и поспешила незамедлительно сообщить, что трансфер из Мюнхена в Ульм, а затем в Мюнзинген, о котором шла речь в озвученной ранее программе мероприятия, мы выполняем самостоятельно за рулём презентуемой новинки, т. е. завтра с утра нам предстоит проехать около трёх сотен километров по дорогам Германии.

Концерн Daimler AG, известный на весь мир высочайшим престижем и качеством продукции, не мог допустить плохой организации тест-драйва. Нам была предложена не возможность прокатиться и попробовать, а интересный маршрут, который включил и тесные улочки средневековых европейских городов, и автобаны, был даже небольшой участок горного серпантина. «На десерт» второй день мероприятия прошёл на автополигоне в Мюнзингене, где кроме тестов на управляемость было предложено сравнить новую модель 4-го поколения с предыдущей, т. е. поставляемой сегодня на российский рынок. И всё это, чтобы посвятить нас в тайну идеологии новинки: по замыслу создателей они предлагают автопоезд, которым можно управлять в динамичном и несколько агрессивном стиле, причём без ущерба комфорту и безопасности. Впрочем, обо всём по порядку.

Тотальный самоконтроль

На площадке крупного логистического терминала нас ждали 30 новых серебристых красавцев. Таким образом, компании удалось продемонстрировать наиболее полно всю возможную гамму оснащений, модификаций и комплектаций, которая настолько широка для этой модели, что сразу отложилась в памяти как одна из особенностей новинки. В этом автомобиле очень много всего: и вариантов регулировки водительского кресла (сиденьем его не хочется и называть), и бортовой электроники, и самых невероятных функций.

Оrdnung, immer – Ordnung! (Порядок, во всём и всегда порядок – нем.) Прежде чем пригласить за руль, немцы провели подробный инструктаж, который закончился цитатой: «Keine Angst, meine Kollegen!» (Никакого страха, уважаемые коллеги – нем.). Помимо подробного рассказа об органах управления и меню бортового компьютера очень важной оказалась информация о дорожном движении в Германии. Здесь даже за малейшее превышение скорости, хоть на 3 км/ч, – штраф! Минимальный – 15 евро. Скорость движения автопоездов в населённых пунктах – 50 км/ч, на обычных автодорогах – 60 и на магистралях (автобанах) – 80. Сначала мне показались эти нормы излишне жёсткими и даже в какой-то мере перестраховочными, но уже после получаса, проведённого за рулём, я согласился с таким скоростным режимом.

Лаконичный и понятный инструктаж о том, как надо себя «везти» на дорогах Германии
Маршрут движения по дорогам Германии на тестируемых тягачах MB Actros 4-го поколения

Полосы движения, разграниченные разметкой, в Германии очень узкие, на мой взгляд, не более 2,7 м, обочины практически отсутствуют, кроме того, пересечения проезжих частей большей частью с круговым движением и населённые пункты как появляются, так же внезапно исчезают на пути следования. А пешеходы и велосипедисты, которых тут великое множество, живут себе своей жизнью, совершенно не обращая внимания на проезжающий в нескольких метрах почти семнадцатиметровый автопоезд, в кузове которого, к слову, «всего» 40 т груза. Поначалу это немного пугало, порой возмущало, и невольно хотелось принять левее, чтобы гарантированно не задеть очередного блуждающего велосипедиста. Но вот только система контроля полосы движения мгновенно реагировала на мои неверные, с точки зрения немецких ПДД, действия, выдавая звуковой сигнал и намекая, видимо, тем самым на моё «мастерство» вождения; а синхронно, по закону подлости, появляющийся «in Gegenverkehr» (на встречной полосе – нем.) большегруз только подливал масла в огонь! И что удивительно, если очень скурпулёзно следовать разметке и знакам, то весь этот миллиметраж перестаёт напрягать: несмотря на маленькие боковые интервалы, я ни разу не задел крону дерева, парковочный столбик и не «чокнулся» на узкой дуге зеркалами со встречным коллегой. Схожая ситуация и при движении по автобанам. Каждый занимает свою полосу движения, согласно выбранной скорости, и практически нет никакой необходимости совершать обгоны, а когда ты перестраиваешься с полосы разгона в общий поток, то первый же водитель просто считает своим долгом тебя пропустить, демонстративно увеличивая дистанцию. И что тут не ехать! Просто от такого стиля управления невольно хочется спать! Этим я поспешил поделиться с «даймлеровским» испытателем, который сопровождал меня в этом нестандартном «рейсе». Вот какой у нас получился диалог.

– «Das ist kein Lastkraftwagen, das ist Schlafwagen! Hier kann man fahren und schlafen!» (Это не грузовик, а спальный вагон, здесь можно ехать и дремать!)

– «Aber, bitte, nicht nur jetzt!» (Но, пожалуйста, не сейчас!)

С такими вот шуточками-прибауточками мы докатились до стоянки, где нам предложили поменяться автомобилями. Чуть забегая вперёд, хочу оговориться: у «Актроса» 4-го поколения настолько бесчисленное множество опций и вариантов исполнения, что описать это можно только в специальном каталоге , что займёт добрую сотню страниц. Но вместе с тем эта информация становится по-настоящему востребована лишь в момент подбора и заказа конкретной машины. Поэтому далее в статье я буду лишь упоминать ключевые отличия протестированных мною автомобилей.

Система Fleetboard

«Флитборд» – современная телематическая система последнего поколения, являющаяся штатным оборудованием Actros четвёртого поколения. Перед началом движения водитель активирует карту в специальном устройстве. Система собирает и обрабатывает в режиме реального времени информацию обо всех текущих параметрах автомобиля. На основе полученной информации может быть сделан анализ показателей работы не только автомобиля, но и водителя, а также проведена диагностика электронных бортовых систем. В большинстве случаев наиболее востребованы данные о местонахождении автомобиля (GPS), скорости движения, расходе топлива. В случае необходимости можно также выполнить диагностику и удалить ошибки из памяти ЭБУ. Данные могут быть накоплены в архиве и потом считаны или переданы мгновенно по каналу GSM. Уровень профессионального мастерства водителя оценивается сразу по нескольким параметрам: по количеству разгонов и торможений, остановок, использованию ретардера и других вспомогательных систем, средней скорости движения и расходу топлива. Оценка выставляется по 10-балльной шкале. Вашему покорному слуге система поставила 8,8…

Actros, и только Actros

Итак, следующий «дружочек» отличался чуть более мощным двигателем – 449 против 421 л.с (все двигатели – рядные «шестёрки»), но при загрузке полуприцепа 40 т балласта это никак не ощущается! Вообще, в этой линейке много непонятных с точки зрения русского человека и незначительных отличий. Для автопоезда с допустимой полной массой до 60 т два двигателя, отличающиеся на 28 л.с, из семи вариантов высоты кабины есть отличие в 2 см, и стоило ли из-за них (двух сантиметров) огород городить? Выходит, с точки зрения педантичного немца разница всё-таки есть…

Характеристика крутящего момента двигателей OM471

Из официального релиза

Для четвёртого нового поколения Mercedes-Benz Actros предусмотрено четыре варианта двигателей мощностью 421, 449, 476, 510 л.с и крутящим моментом 2100, 2200, 2300, 2500 Н.м соответственно, два варианта автоматизированной 12-ступенчатой КП Mercedes-Benz PowerSchift G 211 или G 281. Экологический класс в базовом исполнении для Европы – Euro 6, но возможна модификация и Euro 5. Контрольный расход топлива у новой модели снижен на 4% для Euro 6 и на 6% для Euro 5 по сравнению с моделью третьего поколения. Потребление жидкости AdBlue сократилось до 40%. Выпускается семь вариантов кабин с высотой потолка от 1,64 до 2,13 м с плоским полом или моторным тоннелем.

Ещё через 80 километров – следующий «чейнж». Опускаю в щель очередной пластиковый брелок, вставляю карты тахографа и «флитборда», кнопкой старта пускаю мотор. Теперь у меня уже флагманский «гига-спейс» с отделкой «хом-лайн» и движком в 510 «лошадок». Вот они, старые знакомые, так в последнее время любимые всеми без исключения производителями грузовиков вставки «под дерево». За что я точно никогда не доплачу ни копейки! А вот за мощный и эластичный двигатель – не вопрос! Финальная часть маршрута первого дня до Ульма прошла по не сложному, но горному участку дороги с небольшими серпантинами, и лишняя сотня «лошадей» позволила несколько увеличить отрыв от коллег и прибыть в Ульм в гордом одиночестве.

Оказывается, и здесь иногда грузовики съезжают с асфальта

Вечером в отеле состоялась пресс-конференция, на которой я задал один ехидный вопрос. Уж больно красив и удобен новый Actros, чтобы не захотеть его приобрести, даже не имея на то достаточных средств. А позиционирование его как автомобиля для активного «драйвера» это желание только усилит! В предыдущей линейке для этого служила бюджетная модель Axor. Так когда же нам ждать новый Axor, сделанный «по мотивам» 4-го Actros? Представители компании сказали, что Axor планируется снять с производства, а его роль должен выполнить теперь 3-й Actros, который планируют выпускать ещё долгие годы параллельно с четвёртым поколением, но ориентируя теперь в первую очередь на строительные задачи. Ой, сдаётся мне, немцы лукавят! Косвенное подтверждение моим домыслам вы обнаружите в самом конце статьи.

Гаджет путеводной звезды

Основная часть следующего дня была посвящена работе на полигоне в Мюнзингене. Различные спуски и подъёмы, совмещённые с поворотами и колышки для тестирования управляемости, – почти как дома, под Дмитровом…

Для сравнения было предложено проехаться и на «третьем поколении». Предшественник, конечно, намного скромнее и… тише, во всяком случае, в кабине. Преемник же более устойчив и стабилен на дуге поворота, более эластичен на подъёме, 12-ступенчатая роботизированная КП своевременно переключается пониже, не давая двигателю терять обороты на затяжном подъёме, но и не передерживает текущую передачу, заботясь о расходе топлива. А вот алгоритм работы 5-ступенчатого ретардера я до конца так и не понял. Из технического описания на первой ступени он отключает три цилиндра, на второй – шесть, на последующих ещё подключается заслонка на выпуск. На практике первые две ступени просто «ни о чём», и лишь начиная с третьей появляется эффективное замедление, которым можно варьировать в зависимости от параметров уклона. Вопрос: зачем усложнять? Я бы сделал аналогичный 3-ступенчатый прибор.

Сложный интерфейс и перегруженное меню в этом грузовике не выглядят вычурно и усложняюще – это действительно серьёзный автомобиль ><br />Приборы в глубоких колодцах – это действительно здорово! (удобно читать, не бликуют)
На одной панели под потолком объединены радиосвязь, телематическая система «флитборд», тахограф

Для закрепления пройденного материала я выполнил небольшой круг по дорогам общего пользования в окрестностях Мюнзингена, пора возвращать на стоянку этот «гаджет для супергероя», где создатели пытались буквально уловить интонацию каждого чиха будущих потребителей, поэтому создали такой невероятно сложный букет из опций и электроники, лишний раз подчеркнув свой статус.

Новый Actros запомнился мне таким вот навороченным гатжетом – дружелюбным, но требовательным к своему наезднику. Действительно, водитель, которому предстоит управлять им, должен быть не только умелым профессионалом, но и грамотным во всех отношениях человеком. Ему нужно уметь работать не только рулём и педалями, а находить общий язык с многоступенчатым и навороченным интерфейсом бортового компьютера, здесь это уже обязательно! Придётся научиться быть и более дисциплинированным, иначе многочисленные системы безопасности «житья не дадут». Активное вождение это не синоним дорожного хамства и пренебрежения Правилами! Чисто субъективно мне грузовик показался несколько шумноватым, с этим согласилась немецкая сторона, сказав, что это предсерийный образец. А вот уже перед отправкой домой в Штутгарте, прямо в городском потоке, мимо меня невозмутимо проследовал ярко-красный 4-й Actros с полуприцепом-самосвалом. Что это было? Может, до начала продаж компания передала партнёрам несколько машин, так сказать, для опытной эксплуатации?

Управление 12-ступенчатой роботизированной КП и ретардером
Так выглядит ключ от автомобиля. Выкидное «жало» всё же присутствует, например, для того, чтобы открыть дверь при полностью разряженных аккумуляторных батареях
Гнёзда для электропитания внешних устройств обязательно на 12 В, а по заказу и на 24
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию