Семён Семёнович Якубов – основатель команды «КАМАЗ-мастер»
Это сегодня бренд «КАМАЗ» ассоциируется с победами на трассах самых сложных внедорожных ралли. Да и легендарный «Дакар» известен у нас благодаря успехам команды «КАМАЗ-мастер», которая 14 раз побеждала на этом марафоне. Кто-то мог мечтать об этом четверть века назад? Вряд ли. Но был один человек, веривший, что так будет.
Юбилеи – удобные точки отсчёта, своеобразные вехи человеческой деятельности. 17 июля поздравления с 70-летием будет принимать Семён Семёнович Якубов. И это хороший повод для того, чтобы оценить его вклад в развитие и продвижение на мировой уровень отечественного автомобильного спорта. Об этом красноречиво говорят заслуженные им титулы и награды, но всё же главным своим достижением Якубов считает то, что ему удалось объединить и воспитать людей, преданных своему делу.
Но до этого пареньку, родившемуся в Кургане через два года после окончания Великой Отечественной войны, предстояло сделать самого себя. Выпускник Курганского машиностроительного института, будучи в 1970 году распределённым по специальности инженер-конструктор на Курганский машиностроительный завод, тут же показал характер. И добился того, что был назначен не в КБ, а в сборочный цех мастером участка, правда, самого большого, где работало человек восемьдесят опытнейших сборщиков. Здесь он стал не просто Мастером, освоив все операции сборки боевой бронированной плавающей гусеничной машины, но и проявив себя организатором. Не случайно уже через шесть месяцев Якубов стал начальником участка, а затем и замначальника цеха испытаний БМП. Накатался по полигону «досыта», и этот опыт впоследствии пригодился при создании спортивных машин.
У истоков «КАМАЗ-мастера»
Биография Якубова связана с Камским автомобильным заводом, на котором он начал работать в 1976 году, сначала на заводе двигателей, а уже в 1981 году получил первую государственную награду – орден «Знак Почёта» в качестве главного инженера Автосборочного завода ПО «КАМАЗ». Потом возглавлял строившийся в Елабуге завод двигателей, а в августе 1987 года стал директором Научно-технического центра «КамАЗа». Под его руководством было завершено строительство конструкторской и опытно-производственной службы автогиганта, а заодно обеспечены условия для работы этого подразделения.
Здесь же родилась идея испытать продукцию завода на гонках. Не самая простая затея, учитывая, что даже автокросс на грузовиках, когда-то самый массовый спорт в СССР, запрещённый в 1980-е, ещё не вышел из опалы. Попытки добиться успеха на чемпионате Европы на кольце не сулили перспективы. Работая на автосборочном, Якубов ездил на грузовиках модификации «4310» по бездорожью и считал, что они самые удачные среди всех, выпускавшихся на КАМАЗе.
Конечно же выигрывавшему ралли «Директор» сорокалетнему руководителю НТЦ было известно и о том, как стремительно набирала известность на «Дакаре» под управлением иностранных гонщиков отечественная «Лада». А в грузовом зачёте за победу боролись такие марки, как Mercedes, MAN и DAF.
Попробовать силы решили в 1988 году на польском «Ельч-ралли». Дебют оказался успешным: два практически серийных грузовика КамАЗ-4310 с колёсной формулой 6х6 и постоянным приводом на все колёса заняли 2- и 4-е места.
Казалось, можно было штурмовать «Дакар», но из-за трагедии, случившейся в том году с грузовиком DAF Turbotwin (двухмоторный, шесть турбин, 1200 л.с.) команды Яна де Роя, в которой погиб штурман, организаторы запретили класс грузовиков. И первое знакомство камазовцев с Африкой состоялось в мае 1989 года на ралли Objectif Sud, организованном Жоржем Груаном для грузовиков, 9500-километровый маршрут которого пересекал Францию, Испанию, Марокко, Мавританию, Сенегал, Гвинею-Бисау, Гвинею и Сьерра-Леоне. К этой гонке команда Якубова подготовила за полгода три грузовика: два гоночных и один технического сопровождения. Это были всё те же серийные автомобили, однако с форсированными до 310 л.с. двигателями КамАЗ-740 за счёт доработки турбокомпрессоров, изменений, внесённых в системы впуска, выпуска и охлаждения. И в соперничестве с асами марафона экипажи КамАЗов показали второй и третий результаты!
Премьерой 12-го по счёту «Дакара», как это зафиксировала летопись марафона, стало появление на старте в Париже 25 декабря 1989 года «советских пилотов за рулём советских грузовиков». Первая попытка закончилась неудачно: из-за поломок сошли с марафонской дистанции все три экипажа. Анализируя провал, Якубов пришёл к выводу: причина не только в технике, но и в тактике. Бывший в то время генеральным директором Н. И. Бех решение основателя команды продолжать начатое дело не только не оспаривал, но и всячески помогал. А однажды спросил: «Семён, а ты сам в это веришь?» И заключил: «Тогда запомни, что веришь в это только ты один».
Результат превзошёл ожидания: на 9186-километровой трассе 13-го «Дакара», финишировавшего 17 января 1991 года, два КамАЗ-43101 заняли 2-е и 3-е места, пропустив вперёд только двухосный Perlini. Затем наступила череда неудач и удивительно, как вообще созданная Якубовым команда смогла выжить в лихие 1990-е. Тем более после пожара на заводе двигателей, поставившего КамАЗ на грань банкротства.
И тут сработал ещё один талант Семёна Семёновича, сумевшего найти спонсора в лице объединения «Мастер». На деньги этой частной компании был создан первый двухосный гоночный КамАЗ со среднемоторной компоновкой, а команда смогла продолжить выступления. Своей страстью Якубов настолько заразил спонсора команды, что тот возродил супермарафон «Париж – Пекин», состоявшийся в 1992 году. И в 1995 году экипажи КамАЗов успешно преодолели 12 тысяч километров до Пекина и заняли первые три места. К тому времени КамАЗ-49252 приобрёл новые очертания и фирменный стиль, разработанный женой и соратницей Якубова Ольгой Ивановной, впоследствии удостоенный Государственной премии России. Наконец в 1996 году была одержана первая победа на «Дакаре».
Мелочей не бывает
Завершив становление НТЦ, в феврале 1995 года Якубов вплотную занялся командой «КАМАЗ-мастер». И чтобы иметь возможность анализировать каждую мелочь в работе экипажей, занял штурманское место в кабине спортивного грузовика. Тем более навигационный опыт у него уже был. Достаточно вспомнить 1994 год, когда он провёл через минные поля на границе между Марокко и Мавританией техничку на помощь попавшему в аварию экипажу, механиком в котором был Владимир Чагин.
С каждым выступлением команда показывала прогресс, но уверенность по утверждению Якубова, пришла только к 2000 году. К этому времени играющий тренер (не случайно он носит и звание заслуженного тренера России) воспитал целую плеяду непревзойденных по мастерству гонщиков. Заметим, что пять из своих семи дакаровских побед Чагин одержал, выступая с ним в одном экипаже. Кроме того, Якубов выпестовал уникальную структуру, которая разрабатывает, проектирует и собирает спортивную технику. Под его руководством был разработан КАМАЗ-4911 EXTREME, не имевший равных по проходимости, манёвренности и динамике, а также началось производство его серийных аналогов многофункционального назначения.
Размах уже не позволял работать в условиях небольшого участка, ютившегося в НТЦ и с трудом вмещавшего три грузовика. В 2004 году Якубов добился разрешения на создание спортивно-технической базы команды. Президент Республики Татарстан идею одобрил, и уже на следующий год развернулась стройка. Руководитель команды участвовал непосредственно в проектировании, искал и находил спонсоров, первым и главным из которых стал банк ВТБ.
По его замыслу, кроме производственного цеха площадью в 2000 м2 центр должен иметь тренажёрный и спортивный залы, бассейн, сауну, оздоровительный комплекс с процедурными кабинетами, комнату релаксации, столовую, конференц-зал. Многофункциональная спортивно-техническая база, какой до тех пор не было ни одного из конкурентов, была готова к маю 2007 года. Здесь стало возможным не только совершенствовать спортивные грузовики, в частности КамАЗ-4326, но и создавать технику, использующуюся в горячих точках и не имеющую аналогов.
Кстати, полученные за выполнение такого спецзаказа средства, позволили увенчать спортивный центр залом «Мираж», ставший любимым местом отдыха команды. Дизайнером снова выступила Ольга Якубова, удостоившись за этот проект золотой медали Российской Академии Художеств.
Спортивную карьеру Якубов планировал завершить на «Дакаре» 2010 года, однако после консультации с врачами пришлось отказаться от участия в ралли в качестве штурмана. Сказались травмы, полученные на «Дакаре-2007», когда в условиях нулевой видимости грузовик налетел на груду камней и перевернулся. Тогда Чагин оказался зажатым в искорёженной кабине, механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвоночника. Якубов сломал руку, повредил шею и колено, но отказался от эвакуации и остался на месте около изувеченного автомобиля. А утром организовал транспортировку машины в порт и доставку в Россию.
В 2009 году Семён Якубов возглавил организацию нового международного ралли «Шёлковый путь», прошедшего в сентябре по территории России, Казахстана и Туркменистана по инициативе президентов трёх стран. Профессиональный уровень подготовки и проведения гонки получил высокую оценку. За пять лет под руководством Якубова эта гонка стала узнаваемым спортивным брендом. Одновременно Семён Семёнович продолжал руководить командой, и в 2011 году «КАМАЗ-мастер» стала десятикратным победителем марафона «Дакар», причём с небывалым результатом: экипажи заняли первые четыре места, а Чагин одержал седьмую победу. На этой мажорной ноте он решил завершить карьеру пилота. На этот раз Якубов не возражал, ведь он уже знал, что сможет доверить руководство командой своему воспитаннику.
P.S.
Когда экипажи «КАМАЗ-мастер» не занимают первые места – сегодня это сенсация. Четверть века назад всё было наоборот. И то, что было сделано Якубовым за эти годы, можно представить, полистав подшивки отечественных автомобильных изданий тех лет, критически оценивавших шансы челнинских спортивных грузовиков. Действительно, в то время в них верил только один человек.