Опубликовано: ГП 06-2015

Что такое безопасный прицеп?
Обзор «интеллектуальных» систем для прицепной техники

Валерий Смирнов

По данным Федеральной службы государственной статистики России, 68% всех грузоперевозок приходится на автомобильный транспорт, что делает этот вид перевозок наиболее конкурентным видом. И сегодня уже недостаточно просто быть чуточку быстрее или немного дешевле конкурентов. Современные автотранспортные предприятия переходят на качественно новый уровень, где внимание уделяется любым мелочам, где процессы управления парком и оптимизации затрат превращаются в сложные программные продукты, которые оперируют огромным количеством данных для поиска оптимального решения.

Есть такое понятие как «интеллектуальные решения для прицепной техники». Но сказать, что это такое и сколько их, таких решений, могут далеко не все специалисты сервисных служб. Знают только те, кто перешёл на новый уровень обслуживания автопарка. И тут же возникает новый вопрос: что это за новый уровень? Давайте попробуем немного углубиться в это направление и даже дать ему какое-то обоснование.

Сердце прицепа

Если сердце автомобиля – это пламенный мотор, то сердце прицепа – это электронный блок управления тормозной системой (TEBS – Trailer Electronic control Brake System). Точнее, это интеллектуальный центр вашего прицепа.

Да, да, тормозная система современного полуприцепа превратилась в высокотехнологичный центр, который обрабатывает не только данные о торможении, но и огромный объём информации от различных подсистем, анализирует её и преобразует в многочисленные функции для повышения безопасности и эффективности управления прицепом. При помощи специальных датчиков собираются данные о скорости вращения колёс, поперечном ускорении, давлении в шинах, угле наклона прицепа, расстоянии до объекта, давлении в тормозной системе и пневморессорах и ряд других, значения которых обрабатываются блоком TEBS.

На основе этих данных становятся возможны более 40 различных функций прицепа, начиная от уже привычной всем антиблокировочной тормозной системы (ABS) до таких специфичных функций, как оптимизация загрузки.

Ещё одной важной функцией блока TEBS является возможность сохранения полученной информации и возможность её считывания для анализа. Так, оператор автопарка, считав информацию с блока, может узнать, например, сколько раз за определённый период срабатывала система предотвращения опрокидывания прицепа и сделать вывод, сколько раз водитель превысил скорость в повороте и подверг груз опасности. Или как часто срабатывает система ABS.

И третья принципиальная функция блока TEBS – это возможность передачи всей вышеупомянутой информации с помощью телематики прицепа, что делает эту информацию доступной для владельцев автопарков в режиме on-line.

В конечном счёте функционирование этих систем делает работу автопарка более функциональной, безопасной и конкурентоспособной.

Повышенная безопасность

Мелкие и крупные ДТП, простой транспортного средства, повреждение груза, компенсации другим участникам движения – всё это существенно повышает издержки и, как следствие, снижает шансы сохранить свой бизнес в нужной конкурентной среде. Всё это входит в понятие «общая безопасность».

На передовой повышения безопасности стоят такие функции прицепа, как уже упомянутая антиблокировочная система ABS (Anti-lock Braking System) и система предотвращения опрокидывания (RSS – Roll Stability Support). ABS не допускает блокировки колёс во время торможения, что значительно улучшает управляемость прицепа при экстренном торможении. В дополнение к ABS широко распространена функция предупреждения об экстренном торможении, благодаря которой стоп-сигналы прицепа начинают мигать, информируя идущие следом автомобили, что водитель применил экстренное торможение. Сама же ABS использует информацию с датчиков скорости вращения колёс, распознавая колёса, имеющие тенденцию к блокировке, и определяет, следует ли понизить, задержать или снова повысить тормозное давление.

Функция RSS также анализирует информацию о скорости вращения колес, о нагрузке, величине замедления и поперечного ускорения. Задача этой функции, в превентивных целях притормаживать прицеп, когда возникает угроза опрокидывания в повороте. При превышении расчётной величины поперечного ускорения, производится контрольное торможение прицепом за счёт рабочей тормозной системы. Если водитель не принимает меры, производится полное торможение, на забегающий борт подается максимально допустимое давление в тормозные камеры и ограниченное давление – в тормозные камеры отстающего борта с целью стабилизировать движение прицепа и препятствовать опрокидыванию.

Датчик поперечного ускорения обеспечивает ещё одну функцию, оберегающую водителей от опрокидывания самосвального прицепа при разгрузке – это предупреждение о крене. При превышении заданного угла наклона рамы, водителю выдается предупреждение с индикацией на пульте управления прицепом либо гудком, либо включается проблесковый маячок. В свою очередь другая функция – безопасный старт – будет автоматически притормаживать прицеп, если водитель начнёт движение с поднятой ковшовой частью.

Если вы часто эксплуатируете прицепы в городских условиях, где много крутых поворотов или участков с круговым движением, то вам будет полезна функция помощи при маневрировании, которая во время прохождения крутых поворотов или круговых движений, может поднять подъёмную ось, тем самым уменьшая радиус поворота и повышая манёвренность.

Можно не оглядываться

Более подробно нужно остановиться на системе TailGUARDTM, разработанной компанией WABCO для повышения безопасности во время движения задним ходом.

Система базируется на работе ультразвуковых датчиков, установленных сзади на прицеп, которые обнаруживают объекты в «слепой зоне». Поскольку грузовой прицеп может достигать 4 м в высоту, то и набор датчиков может быть разный. Самый простой комплект будет контролировать «слепую зону» позади прицепа только на уровне пола. Максимальный же комплект сможет различить объекты и на уровне погрузочной рампы, и даже на уровне крыши. Система работает с любым типом грузовиков и автоматически активируется при включении заднего хода.

Когда датчики обнаруживают объекты на расстоянии в пределах 3 м позади автоприцепа, пульт дистанционного управления автоприцепом (Trailer Remote Control) в кабине показывает расстояние до объекта блоками, окрашенными в зелёный, жёлтый или красный цвет.

Система заставляет водителя замедлить движение, когда скорость при движении задним ходом превышает 9 км/ ч, с помощью импульсного задействования тормоза автоприцепа.

На расстоянии от 30 до 200 см (задается параметрами) система автоматически остановит прицеп. Затем водитель сможет продолжить медленное движение задним ходом, чтобы, например, состыковать прицеп с погрузочной платформой.

Повреждения задней части прицепа очень распространены, а ремонт даже в случае небольших повреждений может быть достаточно дорогим.

Отдельно стоит отметить важность подобных систем, например, для мусороуборочных машин, у которых в задней части расположены дорогостоящие гидравлические системы, а движение задним ходом достаточно распространённый вид перемещения на узких улочках и во дворах.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию