Опубликовано: ГП 02-2009
Домик в деревне

«Музей авто СССР в Черноусово» – cообрание автомобилей Михаила Красинца

Максим Шелепенков, фото автора

Хорошо иметь домик в деревне… Можно высаживать помидорчики-огурчики, а можно взрастить свой собственный автомузей. Мечта о собственной кунсткамере заставила супругов Красинец перебраться 12 лет назад из столичной квартиры в глухую деревню Черноусово, что в Тульской губернии.

Однажды москвич Михаил задумал собрать наиболее редкие и интересные экземпляры «Москвичей». Он трудился на заводе АЗЛК и был механиком в заводской команде по ралли. В 1991 году он создал исторический автоклуб «Ретро-Москвич», в котором вместе с друзьями по увлечению составил каталог необходимых экспонатов будущего музея. Но уже через пару лет круг интересов значительно расширился, и в коллекцию стали попадать автомобили других марок, преимущественно советских.

Находки складировались возле дома Михаила на Просторной улице и со временем их количество превысило допустимые пределы. Когда во дворе дома скопилось больше трех десятков старых машин, Михаила стали из двора выживать испорченные жилищным вопросом обыватели и праздная шпана, устраивавшая варварские набеги на раритеты. Были скандалы, склоки, анонимки. Пришлось в 1995 году срочно принимать меры и эвакуировать автомобили от новой напасти в деревню Черноусово, где еще в угар перестройки Михаил и Марина приобрели участок под дачу.

Перетащив машины на дачу* Михаил столкнулся с новой проблемой: теперь уже в деревне автомобили нужно было охранять от набегов местных мародеров. В жертву была принесена московская квартира, постоянным местом жительством стало Черноусово. Казалось бы, теперь ничто не мешает воплощению мечты: большая часть коллекции из задуманной к тому времени была собрана, оставалась реставрация и сохранение, которые однако требовали много сил и… финансов.

Когда Михаил начинал музейную деятельность, он свято верил в нужность и полезность своего дела. Казалось, достаточно только начать, а дальше обязательно найдутся сочувствующие и небезразличные люди, а там глядишь и государство заинтересуется… Ведь в том же Черноусове можно проводить автомобильные соревнования по автокроссу или устроить детскую спортивную секцию по ралли. Но усилия были тщетными… Никому это было не интересно. Чай не СССР. Со временем Михаил не только остался без средств к существованию, но и без друзей, потерявших веру в начатое дело. Всё погибало, так и не успев начаться…


*Я чуть было не прикоснулся к этому таинству. В 1996 году Сергей Ионес, узнав, что у меня есть опыт езды «на галстуке», спросил, могу ли я перегнать до Тулы несколько машин на привязи? С сомнением ответил утвердительно. Но там, к счастью, справились и без меня. Но мне до сих пор любопытно, каким образом столько машин туда привезли и спасли! (Ю.П.)
Самая редкая машина коллекции «Москвич 3-5-5». Примерно в 1968-м на АЗЛК начали разрабатывать семейство машин более высокого класса, чем «Москвич-412», с 412-м мотором, но увеличенными базой, колеей и более просторным салоном. Их называли «Перспективная модель 1973–1975 годов», отсюда код 3-5. Третья цифра – номер серии прототипов. Соответственно 3-5-5 был пятым вариантом. Построен в единственном экземпляре в 1972 году. Двигатель и КП на машине не сохранились
Спортивный «Москвич-2140 Люкс» гонщика Сергея Шипилова с облегченным кузовом (без части усилителей дверей, багажника и т.д.), с расширителями колесных арок под спортивные колеса, дугами и ковшовыми сиденьями в салоне, а главное с опытной спортивной 5-ступенчатой коробкой передач

Однажды летом 2004 года к Михаилу приехал глава районного масштаба из Черни – Виктор Данилович Волков. Он порекомендовал местному комитету культуры включить этот «музей» в блок музеев Чернского района. Вот так с 1 августа Михаила официально приняли на работу в Чернский историко-краеведческий музей (ЧИКМ) и стали платить зарплату. Теперь это мотористалище легально, при отсутствии других местных технических достопримечательностей, признали филиалом музея!

Сейчас в коллекции около 300 экспонатов, не только «Москвичи» и ГАЗы. Но финансовой помощи местного музея хватает лишь на пропитание хранителя уникального собрания. Меценаты на горизонте так и не появились. Мечта не сбылась, советский кич соотечественникам пока неинтересен. Но Михаил не унывает и продолжает строить прожекты на будущее, прямодушно принимая у себя всё новых и новых посетителей.

Первоначально эта машина была «Москвичом-434» 1974 года выпуска, которую экспортировали в ГДР. Со временем она там прошла капитальный ремонт, во время которого на нее повесили все переднее железо и торпедо от «Москвич-2140», поменяли тормозную систему с усилителем 2140, дисковыми тормозами и электропроводку нового образца, превратив фактически в «Москвич-2734». Причем все сделано по-немецки аккуратно
Самодельный автомобиль «Волна» на «москвичовских» агрегатах с двухдверным кузовом купе

Вечная стоянка Красинца в Черноусово неподготовленного человека вводит в ступор, как фильм Тарковского. Видеть это слишком нереально – под свинцовым или лучезарным небом как на погосте всегда будет покоиться ровными рядами эксклюзив.

Но это будет музей – дом Муз, в котором Красинец для потомков собирает, хранит и экспонирует памятники естественной истории, материальной и духовной культуры. Кладбище забытых вещей минувшей эпохи притягивает и не отпускает. Сюда нужно возвращаться. Не знаю даже, что этому больше способствует: красота русской природы, необъятные просторы, сочная мурава в июне, жёсткая некошеная осенняя трава; ноябрьская речка, сверкающая под холмом холодной саблей; зимние сугробы, из которых торчат крыши изб. А может, пропитанный легкой потравой бензина, ароматами дерматина и прелой резины воздух, или десятки советских ретроавтомобилей, стоящих ровными рядами? В этом музее можно насладиться всем, вместе взятым.

Реэкспортированный из Финляндии «Москвич-424ИЭ» 1964 года. Универсал на базе «Москвич-403» уже сам по себе эксклюзив, а этот к тому же имеет модную облицовку радиатора и пластиковые наличники на задних фонарях – признаки особой экспортной комплектации
Праворульные экспортные и почтовые модификации «Москвич-421П» редко встречались на отечественных просторах, тем более удивительно видеть эту машину в деревне Черноусово
От опытного вездехода «Москвич-415» сохранился только кузов, без рамы. Восстановить этот автомобиль до оригинального состояния очень не просто
Полноприводный вариант «Победы» – ГАЗ-М72. Выпускался всего три года и разошелся по стране относительно небольшим тиражом. В Черноусово таких машин несколько
Несмотря на милицейскую раскраску это вовсе не «воронок». Милицейским этот фургон стал по прихоти хозяина музея, а изначально это армейская передвижная радиостанция в кузове АВВ-2
Эвакуатор «Боливар» в разукомплектованном состоянии. Построен на АЗЛК в единственном экземпляре в 1983 г. Сначала таскал разбитые «Москвичи» после краш-тестов, потом долгое время служил спортивной «техничкой» на Раменском ипподроме
Эвакуатор «Боливар» в разукомплектованном состоянии. Построен на АЗЛК в единственном экземпляре в 1983 г. Сначала таскал разбитые «Москвичи» после краш-тестов, потом долгое время служил спортивной «техничкой» на Раменском ипподроме
Всех гостей музея на въезде встречает банальный ЗИЛ-164А. Но, с другой стороны, много ли их сохранилось в отечественных автомобильных музеях?
Автомобиль ЗИС-157 с кузовом КУНГ-1 попал в музей с армейской консервации. Уже в Черноусово под него подкатили передний мост и заменили переднюю облицовку радиатора от более раннего ЗИС-151
Одно из самых свежих приобретений музея – парочка микроавтобусов РАФ из Тулы, подаренных музею комитетом культуры. Один из них с эксклюзивным салоном «люкс»
Одно из самых свежих приобретений музея – парочка микроавтобусов РАФ из Тулы, подаренных музею комитетом культуры. Один из них с эксклюзивным салоном «люкс»
Сельскохозяйственный самосвал ГАЗ-93Б с нарощенными бортами. Когда-то это была очень распространенная машина в селе, сегодня сохранились считанные экземпляры
ГАЗ-69 со специальным закрытым кузовом, действительно, раньше служил в милиции. Казалось, эти ранние «бобики» давно стали достоянием истории, но в Черноусово такая машина присутствует
ЗИЛ-157 с кузовом КУНГ-1, в котором располагалось оборудование ПАРМ (передвижная авторемонтная мастерская). Эта машина на ходу и служит «техничкой» при пополнении коллекции, притащила в Черноусово не один экспонат
Топливоперекачивающая станция на шасси ГАЗ-51 с кабиной раннего образца (двери еще на деревянном каркасе). Очень редкий экземпляр по нынешним временам

Камо грядеши?

Отношение к автомобильным музеям у нас в стране аховое. На это государевых денег не хватало никогда. И если и создавались у нас какие-то автомобильные кунсткамеры, то это были или закрытые ведомственные музеи, или не менее ограниченные в посещении частные собрания. А тем временем в соседних прибалтийских республиках музейное дело очень ценимо и уважаемо. Например, в Эстонии (на снимке экспозиция дорожного музея). Государство на поддержание и развитие частных музеев отпускает специальные денежные транши. В том числе поддерживаются и автомобильные экспозиции, где основу собраний составляют… советские авто, которые в Прибалтике по-прежнему любят. Почему же в России не уважают собственную историю?

Филиал Чернского государственного историко-
краеведческого музея имени М.А. Вознесенского
«Музей авто СССР в Черноусово»

Адрес:
Тульская область, Чернский р-он, д. Черноусово,
директор музея Красинец Михаил Юрьевич

http://chernousovo-auto.narod.ru/

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию