Опубликовано: ГП 06-2015

 

Жизнь после дня «Х»
Обзор рынка сертифицированных тахографов

Даниил Минаев, фото автора

С 1 апреля наступил день «Х» для многих автоперевозчиков. Согласно законодательству с этого дня применяется ответственность за отсутствие тахографов на транспортных средствах категории N2. Штраф за отсутствие контрольного устройства, а также за нарушение правил использования данного прибора предусмотрен статьёй 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: до 3000 рублей для водителей и до 10 000 рублей – для должностных лиц. По разным данным, из около четырёх миллионов автомобилей, которые должны быть оснащены тахографами, на сегодня специальное оборудование имеют не более 400 тысяч.

Так что для тех, кто ещё не оснастил свой автотранспорт тахографом, визит в мастерскую не за горами. Но какой прибор выбрать и почему? Тахографы, разрешённые к применению в России, вносятся в реестр ФБУ «Росавтотранс». Кроме того, для осуществления внутрироссийских перевозок законодательство требует прибор национального образца. В первую очередь, российский тахограф в отличие от европейского (в соответствии с требованиями ЕСТР) должен быть оснащён программно-аппаратным криптографическим средством (блоком СКЗИ). Второе, что в корне отличает российский аппарат от европейского собрата, – приёмник сигналов ГЛОНАСС / GPS (ГНСС). В этом материале предлагается обзор некоторых сертифицированных тахографов, доступных на рынке. К сожалению, мы пока не можем привести данные инструментальных замеров и отзывы, сделанные на основе длительной эксплуатации, поэтому ограничимся лишь описанием приборов и их основных характеристик. Но к этой теме мы обязательно вернёмся. Итак, поехали!

Атол Drive 5

Этот тахограф производит компания АТОЛ ДРАЙВ. Устанавливается он на любые транспортные средства и обеспечивает работу с аналоговыми и цифровыми датчиками скорости. Благодаря наличию крышки быстрого доступа в тахографе легко заменить СКЗИ и элемент питания. Чтобы прибор органично вписался в дизайн интерьера кабины, предусмотрено 10 цветовых решений подсветки дисплея, при этом настройка цвета и регулировка яркости производится водителем.

Печатный отсек обеспечивает быструю замену бумаги, а принтер обладает высокой скоростью печати. Для подключения антенн GPRS и GPS / ГЛОНАСС применяются специализированные антенные разъёмы Fakra, разработанные для использования в автомобильной электронике, – они быстро подключаются, имеют повышенную механическую прочность и устойчивость к вибрациям.

В приборе предусмотрена схема подключения к услугам операторов мобильной связи: GPRS-модуль с двумя картами позволяет использовать разных операторов связи или разные тарифы. Слот-расширение позволяет объединить в одном устройстве тахограф и средство мониторинга автомобиля или подключить прочие электронные модули.

Отличие Drive 5 от других тахографов в уникальной открытой платформе для интегрированных решений, позволяющих осуществлять профессиональный мониторинг транспорта и удаленную выгрузку данных с тахографа.

Тахограф Атол Drive 5 компании «АТОЛ ДРАЙВ»

ТЦА-02НК

Прибор «ТЦА-02НК» производства ЗАО «Измеритель-Авто» родом из Калуги выгодно отличается удобным джойстиком (энкодером), который вызвал положительные отзывы пользователей, и отсутствием ненужных опций, усложняющих конструкцию. На лицевой панели тахографа расположены дисплей, считыватели для установки карт, энкодер с подсветкой, две кнопки и крышка кассеты термопринтера. Дисплей обеспечивает отображение символов в 4 строки по 10 знаков. Подсветка дисплея осуществляется непрерывно во время движения транспортного средства или в течение одной минуты после воздействия на энкодер или кнопки при неподвижном транспортном средстве.

Управление режимами работы и функциями тахографа осуществляется посредством вращения или нажатия на энкодер. В тахографе есть главное меню и несколько подменю. Перемещение по экранам меню и подменю происходит по круговой системе, т. е. при достижении последнего пункта меню за ним следует первый пункт. Переход между пунктами меню производится вращением энкодера, а вход в подменю и выбор действий осуществляется нажатием на энкодер. Энкодер по окружности подсвечивается светодиодом. Светодиод меняет цвет с зелёного на красный при превышении максимально допустимой скорости транспортного средства, а также при иных событиях и ошибках работы водителя или тахографа. Кнопки «1» и «2» используются для выбора режимов работы водителей.

Прибор «ТЦА-02НК» производства ЗАО «Измеритель-Авто»

VDO DTCO 3283

Тахограф VDO DTCO 3283 является прямым потомком своего европейского прародителя 1381. Проверенные временем технологии немецкие инженеры перенесли в нашу страну и адаптировали под требования российского законодательства. Отличительной особенностью модели 3283 является её умение сохранять работоспособность на протяжении многих лет эксплуатации в условиях агрессивной внешней среды. На выходных сигналах тахографа базируется корректная работа всех систем управления, поэтому необходимо согласовать эти сигналы с блоками управления автомобиля. Тахограф 3283 прошёл тестирование и получил одобрение всех заводов производителей автомобилей по интерфейсу CAN шины. В интересах перевозчика реализована защита карт водителя от повреждения с помощью лифтовой подачи карт; защита юридического отчётного документа-распечатки от выцветания изображения; защита инвестиций за счёт экономии расходов, связанных с простоями по причине ремонта.

Тахограф VDO DTCO 3283 концерна Continental AG
Инженеры VDO подготовили полный комплект оборудования для мастерской, чтобы мастер мог выполнить калибровку, по результатам которой контролирующие органы признают данные тахографа юридически значимыми
Инженеры VDO подготовили полный комплект оборудования для мастерской, чтобы мастер мог выполнить калибровку, по результатам которой контролирующие органы признают данные тахографа юридически значимыми

EFAS V2 RUS

Этот цифровой тахограф предлагает предприятие из Калининграда ООО «ИНТЕЛЛИК РУС». Он оснащён блоком СКЗИ и антенной ГЛОНАСС, исполняется в одной модификации 12 и 24 В напряжения бортовой сети. По мнению разработчиков, этот тахограф выгодно отличается повышенной надёжностью и универсальностью применения. Прибор сертифицирован для работы со всеми датчиками движения и подходит для работы на всех моделях транспортных средств. Помимо широкой применяемости данный прибор обладает гибкостью привязки к существующим гнёздам подключения транспортного средства. Среди функций тахографа присутствует автоматическое напоминание о приближении времени обязательного отдыха, предусмотрена возможность установки дополнительного сигнала о превышении максимальной скорости. Замена печатающего устройства производится без вскрытия устройства, что позволяет проводить ремонт этого элемента без дополнительных операций над тахографом. Данные хранятся в энергонезависимой памяти без риска потери и искажения.

Не должен спасовать прибор и перед слабым аккумулятором, диапазон рабочего напряжения – 8–32 В.  Выбирая тахограф EFAS V2 RUS, вы приобретаете не только европейское качество в сочетании с российской спецификой, но и получаете всестороннюю поддержку на каждом этапе использования.

Тахограф EFAS V2 RUS производства ООО «ИНТЕЛЛИК РУС»

Меркурий ТА-001

Цифровой тахограф, созданный производственной группой «Инкотекс», сертифицирован на соответствие требованиям Техрегламента Таможенного Союза «О безопаснос-ти колёсных ТС» и ранее упоминавшемуся приказу МТ РФ. В нём криптомодуль установлен в специальной нише с отдельной крышкой, что облегчает его замену. Калибруется данная модель без использования каких-либо дополнительных устройств, имеется режим автокалибровки, настраивается через SMS, подключается к штатному датчику скорости. Функционал у этого устройства довольно широкий: 3D-сенсор движения, встроенный GPS/ ГЛОНАСС, наличие интерфейсов CAN, USB, RS-485/ 232, Wi-Fi, GSM-модем, поддержка внешних терминалов ГЛОНАСС, удалённая выгрузка данных с карты водителя, голосовая связь с диспетчерской. Впечатляет заправка чековой ленты, лёгкое движение руки – и лента заправлена! Тахограф способен запоминать и передавать по GPRS-каналу местоположение ТС, скорость движения, пройденный пусть, расход топлива, превышение скорости движения, время нахождения водителя за рулём, а также иные события и ошибки в работе водителя или тахографа. Тахограф в автоматическом режиме осуществляет самодиагностику, и если нужно, сам себя чинит.

Тахограф Меркурий ТА-001 производственной группы «Инкотекс»

ШТРИХ-Тахо RUS

Тахографы компании «ШТРИХ-М» и её структурного подразделения ООО «НТЦ «Измеритель» – «ШТРИХ-Тахо RUS» производятся в 2-х модификациях – в железном корпусе и в пластиковом с бо’льшим количеством интерфейсов. Дополнительно можно приобрести версию тахографа «Штрих-Тахо RUS» в корпусе из любого из перечисленных материалов с модемом GSM / GPRS, содержащую два прибора в одном корпусе – тахограф и абонентский навигационно-связной терминал. Можно обеспечить возможность мониторинга местоположения транспортных средств и передачу информации в режиме реального времени в диспетчерский центр или на транспортное предприятие, удалённо снимать отчёты с тахографа без заезда в парк транспортного предприятия. Мониторинг и удаленное считывание информации с карты водителя возможно в штатной комплектации, без подключения сторонних устройств. Можно дистанционно оценить качество вождения автомобиля за счёт определения ускорения транспортного средства и режимов торможения. Энергонезависимая память накапливает и хранит данные тахографа в течение 366 дней без риска её потери. Настройку и калибровку этого тахографа можно произвести с помощью мобильных устройств на базе Android (планшет, смартфон) или с помощью внешнего Bluetooth-модема. Яркость дисплея регулируется автоматически в зависимости от времени суток.

Одно из преимуществ компании «ШТРИХ-М» – наличие свыше 600 партнёрских мастерских и 160 сертифицированных сервисных центров по всей России.

Тахограф «ШТРИХ-Тахо RUS» компании «ШТРИХ-М»

КАСБИ DT-20М

Тахограф «КАСБИ DT-20М» производит Калужский завод телеграфной аппаратуры, в описании охарактеризован как устройство контроля режимов труда и отдыха водителей транспортных средств категорий M2–3 и N2–3. Как и все тахографы, он обеспечивает непрерывную фиксацию пройденного пути, скоростного режима и времени управления ТС. Тахограф «КАСБИ DT-20M» включён в конструкторскую документацию автопроизводителей ГАЗ, ПАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, АЗ «Урал» в качестве компонента. Отдельно заявлено, что данный прибор имеет все сертификаты и может использоваться для перевозки опасных грузов. Основные виды распечаток, которые может выполнить тахограф, – данные работы водителей, включая печать с устройства или с карты, печать списка неисправностей и событий, данные технического характера и различные графические отчёты. Отличительными особенностями от конкурентов являются расположение разъёма «K-Line» на лицевой панели, с помощью которого могут быть подключены программаторы и считыватели; бесплатное предоставление программного обеспечения для работы с тахографом; опционально возможно наличие голосовой связи и возможности подключения тревожной кнопки; здесь применён открытый протокол навигационного модуля, что позволяет подключать «КАСБИ DT-20М» к множеству существующих навигационных комплексов.

Тахограф «КАСБИ DT-20М» производства Калужского завода телеграфной аппаратуры
Некоторые сравнительные характеристики тахографов
  Скоростной диапазон, км/ч Погрешность измерения скорости, км/ч Максимальная потребляемая мощность, Вт (в режиме печати) Напряжение питания, В Температура эксплуатации, °С Поддерживаемые интерфейсы Ориентировочная цена на апрель 2015г., руб.
ШТРИХ-Тахо RUS 0–250 ±1 15 8–35 –40...+70 RS485, K-Line, CAN, RS232, USB 34 950–
38 000
КАСБИ DT-20М 0–250 ±1 15 10–30 –40...+70 RS232, USB, GPRS 31 000–
34 000
Меркурий ТА-001 0–250 ±1 15 8,5–30 –40...+70 RS232, USB, GPRS, CAN, RS485, Wi-Fi 31 000
VDO DTCO 3283 0–220 ±1 15 24 (12 опционально) –25...+70 CAN, K-line 32 000
ТЦА-02НК 0–200 ±1 15 9–30 –40...+70 RS232, CAN, ISO 9141 32 619
АТОЛ Drive 5 0–250 ±1 Не более 15 8–36 –40...+70 K-line, USB, CAN 31 000
EFAS V2 RUS 0–220 ±1 Не более 15 8–32 –40...+85 K-Line, RS232, CAN 32 000

Сроки оснащения тахографами

Требования по оснащению тахографами коммерческого автотранспорта в России вводились в несколько этапов. Согласно приказу Минтранса РФ № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21.08.2013 и № 470 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта РФ от 13.02. 2013, № 36 от 17.12.2013» были утверждены следующие сроки по установке тахографов:

  • все грузовые ТС, перевозящие опасные грузы – 01.04.2014;
  • грузовые ТС, полной массой свыше 15 т – 01.07.2014;
  • грузовые ТС, полной массой от 12 до 15 т – 01.09.2014;
  • грузовые ТС, полной массой от 3,5 до 12 т – 01.04.2015.

Требования по оснащению тахографами не распространяются на ТС, предназначенные для выполнения специальных функций: пожарные автомобили, автовышки, автолавки, автокраны, автоэвакуаторы, автомобили для уборки улиц, автомобили «скорой помощи».

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию