Опубликовано: ГП 11-2011
Передвижная баня БП-4 на шасси ЗИЛ-157К на ВДНХ СССР
Вспоминая забытый «Сайрам»

Автомобильная техника Сайрамского РМЗ

Денис Дементьев, фото из архива П.А. Опрева

Село Сайрам, что является административным центром одноименного района Южно-Казахстанской области, не сразу и найдешь на карте. Расположено оно в десяти километрах от областной столицы – города Шымкента (ранее Чимкент), в советское время славилось местным крупным ремонтно-механическим заводом, одним из немногих предприятий в республике, которое занималось производством автомобильной техники.

Так уже сложилось, что в Казахской ССР не было своих крупных отраслевых автозаводов. Причин тому много: одна из них – слабо развитая для столь материалоемкого производства инфраструктура. Несмотря на это в республике ряд предприятий занимался изготовлением различного рода надстроек, в основном автоцистерн, что весьма характерно для региона, где большая часть территорий представляет собой степи, переходящие в полупустыни.

Среди таких заводов Сайрамский РМЗ выделялся своим особым профилем – изготовлением автобусов. Сейчас трудно что-то утверждать, но есть все основания полагать, что именно это предприятие стало первым в Казахстане, освоившем массовое производство пассажирского автотранспорта. Однако этого сегодня никто не знает или уже не помнит.

Опытный образец автобани БП-5 на шасси ЗИЛ-131Н, 1989 г.

Сам завод начинался ещё с машинно-тракторной станции, образованной в 1935 году. В 1958 году она была преобразована в районное отделение Чимкентской областной «Сельхозтехники», а в январе 1963 года на этой базе возникла Сайрамская специализированная ремонтная мастерская, которая освоила капитальный ремонт автомобилей ГАЗ-51 и их агрегатов. Рост ремонтного производства и освоение новых технологий восстановления изношенных деталей помогли идти по пути дальнейшего развития: 16 декабря 1965 года Постановлением Совета министров Казахской ССР мастерская была преобразована в Сайрамский ремонтно-механический завод республиканского объединения «Казсельхозтехника». Первые годы предприятие полностью сохраняло ремонтный профиль, продолжая «капиталить» автомобильную технику и выпускать детали для ремфонда.

Транспортное средство ТС-3966 «Сайрам» на шасси ГАЗ-53-12

В 1968 году произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу предприятия, которая стала теперь связана с производством автомобильной техники. По заданию Министерства сельского хозяйства Казахской ССР завод начал осваивать производство первой промышленной продукции – автобусов АМБО-03М, которые по факту являлись пассажирской версией передвижных мастерских бытового обслуживания АМБО-03, выпускаемых в то время Опытно-механическим заводом им. Крючкова. Из Алма-Аты заводу была передана техническая документация на кузов, подготовлена оснастка и организован цех промышленной продукции. Автобусы АМБО-03М выпускались на шасси ГАЗ-52-01 и ГАЗ-51А до конца 1973 года: за это время было изготовлено около тысячи экземпляров. Уже с начала следующего года на предприятии начался выпуск более современных 21-местных (включая место водителя) автобусов капотного типа на шасси ГАЗ-53А, получивших фирменное наименование «Казахстан-1». По своей архитектуре они были аналогичны автобусам КАвЗ-685, но имели сварной цельнометаллический каркас из труб квадратного и прямоугольного сечения. Производство автобусов «Казахстан-1» продлилось вплоть до начала 1990-х годов, когда они уже выпускались на шасси ГАЗ-53-12. В мае 1992 года был изготовлен экспериментальный образец автобуса «Казахстан-1М» на шасси автомобиля ГАЗ-3307, которые начали поступать на завод. Их серийное производство началось в этом же году.

Автобус «Казахстан-1» поздних выпусков на шасси ГАЗ-53-12

В 1976 году конструкторское бюро республиканского Минсельхоза разработало передвижную баню БП-4 на шасси ЗИЛ-157К для работников отгонных пастбищ (чабанов) и членов их семей. Её производство было передано Сайрамскому РМЗ, который выпускал их примерно по 100 штук в год и отправлял в районы, где преобладало кочевое скотоводство. В 1989 году на смену БП-4 пришел модернизированный вариант – автобаня БП-5, получившая более современное шасси ЗИЛ-131Н. Однако освоить её в производстве завод не успел, поскольку распад СССР привел к серьёзной реорганизации в системе сельского хозяйства и отсутствию денег на закупки этой техники. Были попытки продвинуть эту продукцию в Монголию, которая тоже остро нуждалась в передвижных банях для скотоводов, но договориться о поставках так и не удалось. Таким образом, всего на Сайрамском РМЗ изготовили лишь установочную партию БП-5 в количестве 50 шт.

Ещё одной достаточно массовой, особенно в последние годы производства, продукцией завода стали транспортные средства для перевозки сельских рабочих бригад ТС-3966, впоследствии получивших название «Сайрам». Эти вахтовые автобусы, разработанные львовским институтом «ВКЭИавтобуспром», были выпущены опытно-промышленной партией в 250 шт. в 1987 году, а со следующего года начался их серийный выпуск. В 1992 году в производственной программе добавилась модификация ТС-39661 на шасси ГАЗ-3307. На заводе были проведены работы по подготовке производства этих кузовов и доведения проектных мощностей по выпуску до 2000 штук ежегодно. По понятным причинам после событий 1991 года такое количество вахтовок независимому Казахстану было ни к чему, и выпуск «Сайрамов» свелся к изготовлению отдельных партий по специальным заказам. Вместе с тем на их базе было разработано несколько интересных образцов техники, в частности, передвижная лаборатория «Экология» (1989 г.), передвижной пост милиции ППМ (1992 г.) и оперативный автомобиль милиции ГАЗ-3307АЗС (1992 г.).

Опытный образец автобуса «Казахстан-1М» на шасси ГАЗ-3307, 9 марта 1992 г.

В 1986 году ЦОКТБ «Авторемонт» ГОСНИТИ (г. Рязань) разработало техническую документацию на транспортные средства СТПТ-12602 (пассажирское) и СТПТ-12603 (грузопассажирское) на шасси тракторных прицепов 2-ПТС-4. По заказу ЦОКТБ Сайрамский РМЗ изготовил опытные образцы по одному каждой модели и отправил им на испытания, но до серийного производства дело так и не дошло.

Со второй половины 1980-х годов рост промышленного производства на заводе сопровождался расширением ассортимента выпускаемой продукции. Кроме только что освоенных ТС-3966 завод начал изготавливать авторефрижераторы ФИАР-53А с хладоустановкой НАСТ-3М. Первые экземпляры были выполнены на шасси ГАЗ-53-12, потом к ним добавились модели на шасси ГАЗ-3307 (ФИАР-3307), ЗИЛ-4314 (ФИАР-ЗИЛ-130) и даже полуприцепы-фургоны АЛКА «Ала-Тау» на шасси ОдАЗ-93571.

Авторефрижератор ФИАР-3307 (он же 3307РА) с установкой НАСТ-3М

Касаясь темы полуприцепов, нельзя обойти стороной и уникальный рентгенодиагностический комплекс РДК «Казахстан», разработанный для Минздрава Казахской ССР по проекту к.м.н. Ш. Мынжасарова в 1988 году и одобренный академиком Чазовым для поставки республиканским медицинским учреждениям. Изготовленный на шасси ОдАЗ-93571, он включал в себя флюорограф, томограф и лабораторию. Этот проект получил в самом начале 1990-х годов продолжение в виде передвижных флюорографов «Отрар» на шасси ЗИЛ-131Н и «Шелковый путь» на шасси ГАЗ-3307.

Дальнейшее развитие темы спецавтотранспорта и сокращение роли ремонтного производства привели к тому, что Сайрамский РМЗ 28 августа 1991 года получил новый статус и стал Опытно-экспериментальным производственным объединением «Сайрам» концерна «Казагрореммаш». Несмотря на сохранившееся ведомственное подчинение сельскому хозяйству, завод всё больше становился специализированным предприятием по производству автотранспорта, ремонт техники был практически свернут. Вместе с тем рухнули мечты и о строительстве нового завода на базе ОЭПО «Сайрам» по производству криогенной техники, решение по которому было принято ещё в 1990 году.

Рентгенодиагностический комплекс «Казахстан» на шасси ОдАЗ-93571

В 1991–1992 годах ещё теплилась надежда, что завод, став производителем нестандартной автотехники, сможет получить государственные заказы на автобани, автоферижераторы, передвижные комплексы РДК или хотя бы на конверторно-складные жилища АКСЖ на шасси тех же полуприцепов ОдАЗ. Но отсутствие интереса, вызванное банальным отсутствием средств на их закупку, поставило только набиравшее силу предприятие в трудное положение. Из всего спектра выпускаемой продукции спросом, да и то нерегулярным, пользовались только автобусы «Казахстан-1» («-1М») и вахтовки «Сайрам». Учитывая такую специ­фику, на ОЭПО «Сайрам» предприняли попытку продвинуться в малый класс и начать выпускать пассажирские микроавтобусы на шасси УАЗ-3303. С уже упоминавшегося алма-атинского завода им. Крючкова была привезена документация, и в 1995 году предприятие изготовило первую партию из 20 микроавтобусов. В дальнейшем их производство, продлившееся до 1998 года, осуществлялось только на давальческом шасси и только по индивидуальным заказам. Кроме них в 1990-х годах завод выпускал полевые станы-вагончики «Бахор» и «Рахат», грузовые прицепы ПЛА-01 к легковым автомобилям и прицепы-фургоны типа киосков для розничной торговли.

В 1996 году предприятие превратилось из государственного ПО в акционерное общество и отправилось в свободное плавание, которое в эпоху бурных перемен привело его в конечном счете к остановке производства уже к началу 2000-х годов. В марте 2003 года АО «Сайрам» было разделено на две части: ПК «Сайрам» и ТОО «Сайрамский РМЗ» (сейчас ИП Джамалов). Оба к настоящему времени прекратили выпуск автомобильной техники, вернувшись спустя 40 лет к тому, с чего начинало предприятие – к ремонту техники по отдельны заявкам.

Передвижной флюорограф «Отрар» на шасси ЗИЛ-131Н

Такова краткая история «Сайрама», одного из немногих казахстанских производителей, который всего за несколько десятилетий смог освоить такой широкий спектр автомобильной техники, а в годы постперестроечного лихолетья был практически забыт. Конечно, не всё по прошествии стольких лет удалось спасти и восстановить, но, надеюсь, что хоть этот небольшой экскурс в историю ОЭПО «Сайрам» позволит немного шире взглянуть на географию нашего общего, еще советского автопрома.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию