Опубликовано: ГП 12-2014

Масла, топливо и королевские автогонки

Даниил Минаев
Фото автора и Mobil Delvac

В уходящем году исполнилось 20 лет успешного сотрудничества двух знаменитых партнёров – McLaren и ExxonMobil. А недавно масляный бренд Mobil Delvac вывел на рынок новый продукт – специальное моторное масло для применения в грузовиках и автобусах, оснащенных двигателями, использующими в качестве топлива сжатый или сжиженный природный газ. Учитывая значимость этих событий, журналистов пригласили в гости. Ни много ни мало – в технологический центр гоночной команды McLaren, расположенный в окрестностях Лондона.

Уютный сельский ландшафт в осенних тонах – так можно внешне охарактеризовать территорию уникальной научной и производственной базы. И действительно, наш гид вскоре рассказал, что часть помещений технологического центра расположена под землёй – для сохранения как раз того самого живописного ландшафта.

Кладезь практического опыта

Компания ExxonMobil уже 20 лет поставляет топливо и смазочные материалы знаменитой гоночной команде. Это касается не только болидов, весь станочный парк и сборочный конвейер использует индустриальные масла и технологические жидкости марки Mobil. Требования жесточайшие: помимо строгого соответствия материалов заявленным требованиям стандартов и регламентам автоспорта несколько лет назад специалистами команды McLaren была поставлена ещё более сложная задача поставщикам топлива. Предстояло создать бензин, обеспечивающий одновременно максимальную мощность и защиту от детонации. Проблема решалась комплексно, в итоге кроме нового топлива в коробках передач болидов поселилось новое трансмиссионное масло, снижающее механические потери.

В автотранспортном подразделении команды есть несколько автопоездов со специальными полуприцепами, один из которых – мобильная лаборатория, позволяющая в реальном времени мониторить топливо и масло. По текущим параметрам можно сделать выводы не только о необходимости замены смазки, но и о состоянии двигателя и трансмиссии. Согласно «формульному» регламенту, запрещено производить разборку узлов и агрегатов во время проведения очередного этапа, в этих условиях вся надежда на дистанционный мониторинг, и главное – чтобы смазка не подвела.

Масло для экологически чистого транспорта

Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40 – моторное масло премиум-сегмента, разработанное специально для применения в грузовиках и автобусах, оснащённых двигателями, использующими в качестве топлива сжатый или сжиженный природный газ. Данный продукт предназначен в первую очередь для компаний, планирующих переориентировать свой автопарк в сторону коммерческого транспорта, оснащённого газовыми двигателями.

Природный газ является более чистым топливом, чем дизельное или иное топливо. При использовании природного газа выбросы CO ниже на 93%, а NOx – на 33%.

Гоночный гражданский

В 1994 году здесь появился на свет первенец особого класса суперкаров – самый быстрый дорожный автомобиль со многими конструктивными решениями, заимствованными у гоночного болида «Формулы-1» – McLaren F1. Сегодняшняя модель называется McLaren 650, стоимость экземпляра начинается от отметки 18 000 000 евро. Заправляют его на конвейере, естественно, маслами марки Mobil.

Здесь многое скрыто от посторонних глаз этим живописным ландшафтом

Соответствовать фактическим условиям

Впервые здесь я услышал мнение – создать повседневное гражданское масло гораздо сложнее, чем гоночное. В автоспорте заведомо известны условия и продолжительность работы всех материалов, широкого разнообразия двигателей тоже не предусмотрено, частота замены «испортившегося» масла не ограничена. Гораздо всё многограннее, когда речь идёт о регулярной эксплуатации коммерческого транспорта. В первую очередь необходимо обеспечить продолжительность использования и стабильность свойств весь этот период. Вторая проблема – масло должно работать эффективно в более широком диапазоне температур, чем в автоспорте. В повседневной жизни утро обычного грузовика начинается с холодного пуска, но в заторах и при перевозке тяжёлых грузов его температура неуклонно растёт. Диапазон частоты вращения гражданских двигателей в разы шире, чем стабильно высокие обороты гоночных болидов.

Отдельная тематика – газовые двигатели. Отсутствие жидкого топлива не смывает масляную плёнку со стенок цилиндров, что положительно сказывается на смазке цилиндропоршневой группы, но вместе с тем и существенно возрастает температура сёдел клапанов, лишившихся охлаждения жидким топливом. В двигателях, работающих на сжатом или сжиженном природном газе, также повышено образование воды и окисляющих продуктов, что предполагает отдельные требования к зольности масла и концентрации нейтрализующих присадок. Эти и другие особенности были учтены при создании нового специального моторного масла Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40.

Сборочный конвейер дорожных автомобилей с гоночным характером Сборочный конвейер дорожных автомобилей с гоночным характером Сборочный конвейер дорожных автомобилей с гоночным характером

Проверено на практике

Новое моторное масло прошло ряд не только обязательных лабораторных испытаний, но и было проверено на практике опытной эксплуатацией. По результатам теста Cummins C8.3G и полевых испытаний Detroit Diesel 50 G Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40 предоставляет возможность увеличения интервалов замены масла и обеспечивает снижение износа деталей газового двигателя. Дополнительные тесты продемонстрировали возможность снижения коррозии на 42%, износа поршневых колец на 71% и уменьшения поршневых отложений на 22% при использовании данного смазочного материала.

Тест Cummins C8.3G был проведён в течение 400 часов (в 2 раза продолжительнее требований производителей оригинального оборудования). По результатам теста при использовании Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40 изменение вязкости масла было минимально. Испытания показали, что по сравнению с обычным моторным маслом 15W-40 при использовании нового продукта уровень поршневых отложений был ниже на 22%, это говорит о хороших очищающих свойствах и улучшенной защите от образования шлама. Отмечено снижение коррозии на 42% и износа поршневых колец на 71% при эксплуатации в тяжёлых условиях по сравнению со стандартными условиями.

Полевые испытания Detroit Diesel Series 50 проводились на дистанции в 173 809 км. Результаты показали, что при использовании Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40 уровень износа двигателя меньше, чем при использовании стандартного моторного масла вязкости 15W-40.

Грузовое «Гран-при» от партнёров

Во время «Гран-при» 2013 года компания ExxonMobil Fuels & Lubricants и команда McLaren Mercedes объединились для проведения соревнования среди водителей грузовиков, которые боролись за максимальное количество очков во время транспортировки по Европе автомобилей и оборудования команды McLaren Mercedes, которое используется на этапах «Формулы-1». Цель соревнования – повышение эффективности управления грузовиком и выявление потенциальных преимуществ, которые могут быть достигнуты: повышение безопасности, снижение износа двигателя и тормозов, снижение расхода топлива. В конкурсе водительского мастерства приняли участие 17 водителей, которые поддерживали команду McLaren Mercedes на протяжении сезона. Очки начислялись после каждого гоночного уик-энда, при этом результаты каждого водителя рассматривались отдельно по следующим параметрам – ход педали (уровни давления перед дроссельным клапаном и частота использования тормозной педали), работа двигателя (контроль оптимального использования двигателя), контроль расхода топлива на рабочих и холостых оборотах, движение по инерции (контроль равномерности скорости грузовика). Соревнование было проведено повторно в сезоне 2014 года.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен