Опубликовано: ГП 08-2008

«Мерседес» с черным ящиком
Се­дель­ный тягач Mercedes Benz 1635

Сергей Ионес, фото автора







В конкурсе самодельных грузовиков в нашем журнале обычно принимают участие автомобили, до неузнаваемости переделанные владельцами. Но иногда в редакцию обращаются умельцы, внесшие незначительные изменения в свои транспортные средства. Их машины, сохранив привычный облик базовой модели, обзавелись необычными устройствами, порой такими, какие не купишь ни в магазине запчастей, ни на разборке.

Седельный тягач Mercedes Benz 1635 по европейским меркам уже можно отнести к олдтаймерам. Машины с такой кабиной служили в «Совтрансавто» еще до перестройки. Водитель-частник Амир Джамаладинов продолжает ездить на «Мерседесе» 1987 года выпуска с полуприцепом-фурой Schmitz.Амир подверг заслуженный европейский тягач небольшому тюнингу, незаметному снаружи, но сделавшему машину удобнее для водителя. Сразу отмечу, что за пять лет интенсивной эксплуатации тягача владельцу не приходилось ремонтировать двигатель или подвеску. У пожилой машины солидной марки эти узлы продлолжают работать без проблем. Внешние доработки ограничились установкой фар от ВАЗ-2105 и турецких сигнальных огней на прицеп: родная светотехника не избежала шального камня.Главная «изюминка» машины – необычный привод управления коробкой передач. «С завода» на этом «Мерседесе» стояла 16-ступенчатая коробка передач ZF с восемью передачами нижнего и восемью передачами верхнего ряда, оснащенная электромагнитной системой управления самого первого поколения. Ее рычаг управления, по длине сопоставимый с рычагом механической коробки, привычной кочергой торчал из капота.Вскоре после покупки машины возникли проблемы с коробкой: прежние хозяева ездили с недостаточным уровнем масла. Ремонтируя коробку, Амир, бывший радиолюбитель, хорошо разбирающийся в электронных схемах, решил собрать новый самодельный привод электромагнитного управления, более компактный и современный.Теперь под правой рукой водителя тягача – текстолитовый кожух с джойстиком, заменяющим рычаг переключения передач. Он установлен на стальной оси, вмонтированной в спинку сиденья, и откидывается назад, как подлокотник. На стоянке, когда кожух откинут, рычаг переключения передач не мешает водителю накрыть стол на фирменном пластиковом лотке, что находится на крышке капота, или перелезть с левого на правое сиденье.Сам кожух когда-то был упаковкой термометра, которую где-то подобрал Амир. Размеров этой коробки, распахивающейся на шарнирах пополам, хватало, чтобы разместить внутри четыре реле и шесть диодов, необходимых для управления приводом переключения передач. Старую систему управления (блоки, кабели) Амир отключил и снял, а от устройств, упакованных в бывший кожух термометра, протянул новый 14-жильный кабель к электромагнитным клапанам коробки ZF. Когда откидываешь кожух на стальной оси назад, с его тыльной стороны видишь кабель и коробку с разъемом. Джойстик, установленный на бывшей упаковке, взят от какой-то современной детской игрушки. На рукоятке джойстика – две красные кнопки, раньше управлявшие системами игрушки. Одна, маленькая, переключает коробку передач автомобиля на задний ход. Другая, побольше, переключает на пониженный ряд передач.У джойстика всего четыре фиксированных положения, расположенных подобно углам квадрата. При разгоне автомобиля сначала, выжимая сцепление, как при обычной механической коробке, шофер включает одну за другой четыре передачи, затем по второму кругу – четыре следующих. Соответственно при нажатой кнопке так же включаются передачи нижнего ряда. Джойстик выбирает нужную передачу, а при нажатии на педаль сцепления эта передача включается.На ящичке от термометра под рукой водителя разместились и две клавиши солидных размеров, управляющие правым и левым электрическими стеклоподъемниками. Пассажиру достаточно протянуть руку через капот, чтобы опустить свое стекло.Новый механизм управления коробкой – не единственная доработка в кабине этого «Мерседеса». Амир рассказывает, что в дальних рейсах у него немеет правая нога, постоянно жмущая на газ. Это проблема многих водителей, ездящих на дальние расстояния на машинах без круиз-контроля. Выходом стал «левый газ» – дублирующая педаль акселератора, которую Амир поставил под левую ногу, левее сцепления. Она устроена просто – как система «двойных педалей» учебного автомобиля. Площадка «левого газа» приварена к штырю. Сам штырь пропущен в трубку, стоящую поперек пола кабины, а его правый загнутый кончик давит на серийную напольную педаль газа.В кабине появились две нештатные рукоятки останова двигателя. Можно заглушить дизель ручкой, стоящей на капоте, той, что раньше включала блокировку дифференциала заднего моста, а можно установленным под панелью приборов «грибком» с тросом подсоса, взятым с классических «Жигулей».Нынешний тентованный полуприцеп куплен позднее тягача. Старая фура пришла в негодность в результате ДТП. У подержанного Schmitz, сменившего разбитый, была изношенная задняя подвеска, продольные рычаги которой люфтили относительно поперечной балки. Заменяя стремянки и резиновые прокладки, Амир вместо разболтанных шарнирных соединений рычагов с балками сделал жесткое крепление – «завязал» рычаги и балки между собой. Возможно, ход стал излишне жестким, а на элементы подвески легли избыточные нагрузки. Зато фура хорошо держит дорогу, на скорости ее практически не болтает.Амир родом из Дагестана. За годы езды по горным дорогам своей родины и во время работы в Казахстане, он не раз бывал в таких ситуациях, какие и не снились столичному водителю. Условия эксплуатации транспорта там несопоставимы даже с худшими регионами Центральной России.Амир вспоминает случаи из жизни. Однажды он тонул на ВАЗ-2106 в горной реке, машину еле выдернули местные жители, взявшие в качестве тягача не УАЗ, а «Ниву». После замены масла в коробке и заднем мосту «шестерка» поехала своим ходом. В другой раз зимой, в 35-градусный мороз Амир и его брат с семьями несколько суток подряд пересекали безжизненную Аральскую пустыню на двух машинах – на тех же «Жигулях» и «Москвиче-2141». При полном отсутствии дорожных указателей в пустыне ничего не стоило затеряться, замерзали радиаторы и едва грели салонные «печки», а в случае поломки, автомобиль мог стать братскрой могилой для пассажиров. После этого не хочется слушать разговорчики сытых горожан о «ненадежности» советских автомобилей и тем более насмешки в адрес отечественного автопрома.Правда, занявшись дальнобойными грузоперевозками, Амир выбрал старый Mercedes, и категорически отказывается менять его на новый МАЗ или КамАЗ. Сначала машина служила хозяину в Дагестане и намотала десятки тысяч километров в дальних рейсах по всей стране. В начале этого года Амир перебрался на дальнюю окраину Москвы, и теперь старается возить грузы исключительно в столичном регионе. Здесь экстрима и риска по сравнению с горными и степными километрами никакого – просто езда по более или менее ровному асфальту с большей или меньшей потерей времени в пробках.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен