Опубликовано: ГП 01-2008

Зе­ле­ный кро­ко­завр
Cамосвал Howo ZZ3537N28D7B

М. Шелепенков, фото Ю. Петрова

Через минут десять из полуденного марева доносится гул машины. Она все ближе и ближе. Раскаленная от жары фотокамера делает серию снимков и жалуется на переполненный буфер памяти, а мимо меня, нехотя осаживая ход, проносится 50-тонный вагоноподобный динозавр. Зеленый и неповоротливый, как карьерный думпкар, спущенный с сортировочной горки. А потом этот зеленый крокоденс, тяжело набирая ход, убегает в августовское пекло, а я вслушиваюсь, как лесное эхо гасит шум самосвала за пригорком... (Ю.П.)

У нас в России четырехосники только-только начали получать признание, а пятиосники по всей стране можно по пальцам пересчитать. Тем обиднее, что дебют этого гиганта на выставке "Комтранс-2007" прошел практически незамеченным... На выставке его настолько плотно заставили другими машинами, что о пятиосной сущности Howo ZZ3537N28D7B мало кто из посетителей догадался. Я заметил эту машину только после закрытия выставки, когда все разъехались, а она осталась в гордом одиночестве на площадке. "Слона-то я и не приметил, – пронеслось в голове, а вслед – взять бы эту машину на тест". Но, не все так просто. Попробуй после закрытия выставки найти ее хозяев, да и перспективы этой модели в России представлялись весьма туманными. И все-таки журналистская удача не прошла мимо – судьба свела меня с этой машиной еще раз. Теперь уже на Дмитровском полигоне, где она проходила сертификационные испытания.

Упускать возможность попробовать машину в деле было нельзя. Тем более что накануне у нас на испытаниях побывало несколько китайских самосвалов, и нам было с чем ее сравнивать. Насколько пятиосная машина выгоднее в эксплуатации? Насколько тяжелее в управлении? Как она реагирует на огромную нагрузку? Вопросов масса и на все хотелось получить ответы.

При открытом капоте хорошо видны передние амортизаторы кабины – она подрессорена в четырех точках

Экстремалы

Когда мы целой делегацией первый раз подошли к машине на полигоне, чтобы обговорить условия теста, то достаточно долго рассматривали ее конструкцию, особенно подвеску задней тележки. В этот момент никто не сомневался, что перед нами стоит пустая машина (борта высокие и с земли не видно, что делается в кузове), так как ее рессоры даже не думали прогибаться. Каково же было удивление, когда я ради интереса заглянул в кузов и обнаружил, что он практически по борта нагружен песком. Как потом выяснилось, в кузове в этот момент находилось 35 тонн!

В соответствии с документами на машину – это ее полная загрузка. Полная масса Howo ограничена 53 т, а ее собственная снаряженная масса почти 18 т, следовательно, в кузов больше 35 т загружать нельзя, иначе будут возникать юридические проблемы при движении по дорогам общего пользования. Но запас по грузоподъемности был настолько велик, что возникал резонный вопрос: а сколько эта машина способна увезти в принципе? Во время испытаний на полигоне хозяева машины доводили полную массу автомобиля до 71 т, засыпая в кузов 53 т песка, и рессоры вполне уверенно держали этот вес, машина трогалась без рывков, а гидравлика кузова без проблем справлялась с разгрузкой.

Передний мост снабжен стабилизатором поперечной устойчивости

Уже потом выяснилось, что китайцы на внутреннем рынке указывают грузоподъемность этой модификации от 40 до 60 (!) тонн в различных источниках. Считаю, что это экстремальные нагрузки, которые повторять ежедневно не стоит, тем не менее они наглядно демонстрируют запас прочности, заложенный в конструкцию.

Все гениальное просто

При выдающихся прочностных свойствах Howo ZZ3537N28D7B несколько странным выглядит выбор не самого мощного (336 л.с.) двигателя в модельном ряду. Но как оказалось, сделано это весьма обдуманно. Дело в том, что все машины Howo комплектуют одной и той же рядной "шестеркой" WD615 объемом 9,7 л, созданной по лицензии Steyr. А различная мощность (279, 336 и 371 л.с.) достигается изменением настроек двигателя. И базовым вариантом как раз является агрегат мощностью 336 "лошадок". Он наиболее стабилен и надежен в работе, чем форсированный (371 л.с.) двигатель, и не такой слабый, как дефорсированный (279 л.с.).

Мы часто сетуем, что на китайских самосвалах почти всегда стоит несинхронизированная КП, к которой неискушенному водителю надо приноравливаться. Только такие коробки обычно более надежны и лучше приспособлены к тяжелой эксплуатации – в них отсутствуют нежные синхронизаторы. На пятиосном Howo, как раз тот случай, когда установка коробки Fuller RT 11-509C полностью оправдана. Она может бесконечно долго выдерживать чудовищные нагрузки. А в случае поломки отремонтировать ее можно прямо у дороги, так как по устройству она примитивна.

Мосты задней тележки снизу имеют по паре реактивных штанг, распределяющих нагрузку и исключающих перекос мостов

Наибольший интерес у пятиосной машины, естественно, вызывает конструкция подвески задних мостов. На Howo она решена удивительно просто. От подруливающих, подъемных и подкатных осей здесь отказались. Все три задних моста на Howo ведущие (два из них проходные) с двускатной ошиновкой на тандемной балансирной рессорной подвеске. Похожая подвеска применяется обычно на трехосных полуприцепах.

Естественно, у этой конструкции есть свои недостатки, например, при поворотах на асфальте резина третьего и пятого моста "съедается" прямо на глазах, создавая огромное сопротивление в поворотах. Но зато в остальном это супернадежное и простое решение.

Несколько уважительных слов заслуживает рама самосвала. Мало того, что высота лонжеронов даже при беглом осмотре внушает уважение, так она еще усилена вторыми и третьими листами в наиболее ответственных местах. О прочности рамы говорит и тот факт, что, когда при сертификационных доработках потребовалось просверлить в ней дополнительные отверстия, обычными доступными средствами сделать это не смогли. Она не сверлится!!!

Почти как дома

Откидывающаяся на большой угол кабина предоставляет хороший доступ к двигателю и его агрегатам

О комфорте кабины Howo мы уже писали в нашем журнале (сравнительный тест четырех китайских самосвалов), но в двух словах повторимся: среди всех грузовиков производства КНР она выделяется четырехточечной подвеской плавающего типа и низкой посадкой для водителя. Так как интерьер один к одному идентичен кабине Volvo, то нет особых претензий и к организации внутреннего пространства, а многочисленные вещевые отсеки и блок климат-контроля с кондиционером только добавляют приятных впечатлений. Что мы находимся в кабине китайского, а не шведского самосвала, напоминают плохо подогнанные друг к другу пластмассовые панели, многочисленные заглушки, вместо дополнительного оборудования и дешевые материалы в отделке. Что ж, это неминуемая расплата за стоимость машины.

Я обратил внимание, что на этой машине установлена кабина без "спальника" – разумное решение с точки зрения рационального распределения массы автомобиля по осям и нагрузки на раму. Но с точки зрения отечественных водителей – большой минус. Я знаю достаточное количество небольших частных фирм, где при наличии срочной работы водители на самосвалах работают сутками и отдыхать им приходится именно в кабинах своих машин. Увы, "спальник" на самосвале – это российская необходимость, и частные перевозчики при прочих равных условиях предпочитают брать машину со спальным местом.

Управляемый снаряд

Удобное водительское сиденье установлено жестко, но обладает многочисленными регулировками

Какой же он неповоротливый, думалось мне каждый раз, когда этот зеленый гигант проезжал мимо. Ему же для разворота нужен целый гектар! Странно, но за рулем машины вагоноподобные размеры не ощущаются. А в поворот по более пологой дуге стараешься заходить самостоятельно – машина может пройти его с гораздо меньшим радиусом, но при этом очень жалко покрышки колес, четко отчерчивающих на асфальте траекторию движения.

Двигатель здесь откровенно слабый, несмотря на это машина вполне сносно разгоняется. Правда, постоянно чувствуется, что происходит это на каком-то пределе... На грани, когда двигатель вот-вот перестанет тянуть. Выручает только грамотно подобранная трансмиссия – это она творит чудеса, выталкивая всю массу этого слабосильного мастодонта на очередной пригорок. Зато если уж он вышел на крейсерскую скорость, то идет плавно и послушно, без рысканья по дороге, а при необходимости уверенно тормозит.

При такой нагрузке на двигатель при старте весь трансмиссионный ряд приходится перебирать без пропусков от начала и до конца, и здесь очень важна четкость работы рычага КП. На Howo он имеет тросовый привод и при правильной регулировке справляется со своими обязанностями "на отлично", но стоит только ослабить внимание к этому узлу – "закусывания" неизбежны, и вот тогда при коротких передачах водителю может прийтись туго.

Делаем выводы

Мощный передний свет дают сразу несколько ламп

А нужен ли пятиосник вообще или лучше обойтись четырехосником? Первоначальные затраты на пятиосник на 260 000 руб. больше, чем при покупке аналогичного четырехосника. Другими словами, прибавка к цене всего 11%. Зато за одну ходку (даже по номиналу) самосвал на пяти осях возьмет на 6 т больше (в реальности, скорее всего, больше), а топлива истратит почти столько же, сколько четырехосник. По таким аспектам, как управляемость, маневренность, объем обслуживания, эксплуатационные расходы, машины практически равнозначны. Выходит, выгода настолько очевидна, что удивительно, почему пятиосники у нас не продавались раньше?

Однако огромный кузов машины и безграничная грузоподъемность так и соблазняют загрузить в машину как можно больше. Рано или поздно это приведет к серьезным поломкам и преждевременному износу, тем более что основные агрегаты (двигатель, сцепление, КП) не претерпели серьезных изменений по отношению к четырехосному автомобилю. Априори их срок службы на большом самосвале окажется меньше.

Поэтому видится два способа использования такой машины. Первый – быть добросовестным эксплуатантом и потребовать у дилера, чтобы вместимость кузова Howo была приведена в соответствие с номинальной грузоподъемностью, а далее стараться не перегружать машину, рассчитывая на ее долгий срок службы. Второй – взять все риски на себя и надеяться, что через полгода-год интенсивной эксплуатации машина начнет приносить чистую прибыль, а еще через год с ней не жалко будет расстаться в пользу такой же, но новой.

Удобные зеркала явно заимствованы у Volvo

Особое мнение

Девизом этого самосвала должно стать понятие рациональность, причем применительно к российским дорогам общего пользования с их 13 т на ось. Есть такой сравнительный показатель, как отношение грузоподъемности самосвала к его собственной массе, для самосвалов 6х4 он имеет значение порядка 1,5, для четырехосных самосвалов (8х4) порядка 1,7, у данного пятиосника (10х6) этот коэффициент уже равен 2,0. Это означает, что как истинный атлет может поднять два собственных веса. Далее будем апеллировать к данным лишь тех автомобилей, с которыми нам самим доводилось работать. Такой же показатель вместо среднего 1,5 демонстрирует и трехосный самосвал Scania P380CB6х4EHZ, определяя тем самым современный уровень данной характеристики.

Но с одной оговоркой: он оснащен ведущими мостами, рассчитанными на нагрузку 15 т, это означает, что дороги общего пользования для него закрыты. Есть еще один фактор, являющийся издержкой в борьбе за современные показатели. Увеличение нагрузки касается и передней управляемой оси, которая в отличие от ведущих мостов имеет односкатную ошиновку, и соответственно увеличение грузоподъемности предъявляет к ее шинам более высокие нагрузки.

Кабина грузовиков Howo отличается самым низким уровнем пола над дорогой и удобной посадкой

В результате на задних мостах самосвала Scania установлены шины размером 315/80 R22,5 с несущей способностью 3800 кг, а на передней оси более широкие шины – 385/65 R22,5 под нагрузку 4500 кг. Самосвал Howo укомплектован шинами одного размера с несущей способностью 3800 кг, что соответствует реальным нагрузкам на всех его 16 колесах. Приведем и расход топлива автомобилями к удельному показателю, например, к тонне перевозимого груза. Для этого возьмем полученные нами значения расходов топлива при моделировании городских режимов движения, которые характеризуют наиболее тяжелые условия реальной эксплуатации. Теперь разделим их на массу груза, в результате получаем для самосвала Scania значение, равное 2,4 л/100 км·т, а для самосвала Howo 2,1 л/100 км·т. И здесь китайский тяжеловоз не уступает холеному европейцу. У самосвала Yarovit Gloros A7801D (10х8) эти показатели равны соответственно 1,9 и 2,9 л/100 км·т, но не стоит забывать, что ставка этого самосвала сделана на высокую проходимость, и он практически является российским аналогом известных голландских фирм.

Пионером производства пятиосных самосвалов в 1984 г. стала голландская фирма GINAF. На сегодняшний день она вместе со своим конкурентом, голландской фирмой Terberg, – лидеры по разработке и производству многоосных сверхтяжелых дорожных и внедорожных самосвалов. Их продукцию отличают оригинальные разработки, управляемые электроникой системы, делающие при маневрировании управляемыми ведущие мосты с двухскатной ошиновкой, специальные балансирные подвески с гидропневматическими стойками и даже единым пневмобаллонном для колес каждого борта.

Удобная лесенка на кузове позволяет легко контролировать процесс загрузки самосвала

Но ничего подобного мы не видим у самосвала Howo, конструкция банальна в своей простоте: вместо ведущего тандема – трайдем. Даже трудно заподозрить производителя и в заимствовании подвески мостов, настолько она очевидна. Как работают эти мудреные подвески, мы имеем представление по самосвалу Yarovit, но и подвеска самосвала Howo оставила только хорошие впечатления. Автомобиль идет по дороге, как снаряд, все неровности встречает стабилизатор передней оси, а затем они просто теряются где-то среди рессор и балансирных опор. И вот ты мчишься на этом снаряде массой 53 т, а стрелка спидометра уже заваливает за отметку 100 км/ч, но при этом ты еще не знаешь, что у него очень большая погрешность, а действительно максимальная скорость составляет чуть выше 80 км/ч.

И в это время выделяется адреналин, особенно когда, нажав педаль тормоза, осознаешь, что эта масса уверенно покоряется тебе. Монстром самосвал кажется только снаружи, а управление им мало чем отличается от четырехосного самосвала.

После работы с ним остается чувство разумной достаточности, а платить лишние деньги за дополнительное европейское качество кажется расточительством. Есть только одно пожелание: для автомобиля такой массы в счет будущей экономии от его эксплуатации есть смысл заказывать самосвал с 12-ступенчатой КП, тем более что самосвалы Howo уже два года продаются в России, и китайская сторона охотно идет навстречу пожеланиям нашего потребителя.

Редакция благодарит компанию ООО "Фортас" за предоставленный для испытаний автомобиль: (495) 994-02-01

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен