<<< Назад

Укрощение строптивых

А. Трохачёв, фото автора

Первый грузовой автомобиль Volvo был оснащен двигателем мощностью 28 л. с. и мог перевозить меньше собственной массы – всего 1,5 т. Прошло 80 лет, и сегодня шведские богатыри имеют под капотом 660 «лошадей» и берут на борт 200 т! Оценить возможности новой техники в деле меня пригласили на полигон Volvo Construction Equipment в шведском городке Эшкелштуна.

Скандинавский хит: люстра из мощных фар

Почему вдруг на строительную тусовку в кои-то веки пригласили «грузовых» журналистов? Суть дипломатичного ответа сводилась к тривиальному «нам есть что показать». Наряду с гусеничными и колесными экскаваторами и грейдерами в специально подготовленном карьере свою мощь и способности должны были демонстрировать самосвалы и лесовозы, мультилифты. Мне почему-то вспомнилось, что за прошедшие три года объем лизинговых сделок по приобретению строительной техники в России вырос втрое и по итогам 2006 года достиг почти 1 млрд. долларов США. Всем всё ясно? Volvo просто не намерена останавливаться на достигнутом!

В последние годы существенно
обострилась конкуренция между строительными организациями. Времена, когда сладкий куш мог достаться по блату благодаря связям с Иван Иванычем из министерства или стройтреста, прошли. Сейчас региональные генподрядчики заинтересованы в инвестициях, а в условиях красной строкой прописаны открытые тендеры.

На гигантской (чуть было не написал концертной) площадке под открытым небом развернулось нечто необыкновенное. Сначала мимо зрительской трибуны вихрем в облаках пыли промчался груженый 60-тонный сортиментовоз.

Контейнер на шасси Volvo FH16 8x4 – эффективное средство для перевозки строительного мусора

Исчезнув за ближайшим поворотом, через полминуты он вынырнул вновь и встал под разгрузку колесных машин с грейферными захватами. Секундная стрелка часов не успела совершить круг по циферблату, а бревен на борту уже не было – их держали в своих челюстях мощные логстакеры. По площади размером в несколько футбольных полей деловито засновали самосвалы-одиночки и самосвальные сцепки. Они то получали полные закрома грунта и тут же их ссыпали, то увозили куда-то за горизонт из вулканов щебня. На разных уровнях гор строительных материалов заурчали могучие движки стальных машин, и начались взмахи ковшовых экскаваторов и другой спецтехники. Все происходило словно в ускоренной съемке, и было видно, что операторы гоняют технику на пике ее возможностей.

Характерная черта строительных машин Volvo – небольшая собственная масса. Но что любопытно: в шведском карьере я не увидел ни одной машины с высокими бортами, а уж тем более загруженную «с шапкой». А вот в России на аналогичные шасси ставят кузова с высокими бортами. При таком подходе соблазн эксплуатировать автомобили с перегрузом очень велик, и некоторые фирмы разрешают сыпать перевозимый грунт сверх допустимой нормы. Причина попустительства в том, что так выгоднее: с одной стороны, перевозчику достается больше денег, а с другой – нужно делиться с теми, кто работает на том же объекте. Вот и получается, что перегруз составляет не одну-две (что тоже недопустимо), а ...дцать тонн.

Имитация быстрой разгрузки Volvo FH16 8х4 с поддерживающей задней осью: даже большие автомобили могут быть расторопными

Желая предугадать и зная потребности клиентов, концерн Volvo комплектует свои грузовики различными модификациями мостов с колесными редукторами. Большинство выпускаемых моделей мостов для полноприводных трансмиссий можно агрегатировать с механизмами отбора мощности с широким диапазоном мощностных характеристик. Длина шасси тоже разная. А вариантов колесной формулы – сколько душе угодно: 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х2, 8х4. До прошлого года спектр предложений строительных машин охватывал модели FH16, FH12, FM12, FM9 и FL. Потом к унифицированным семействам FH и FM добавилось очередное поколение FL и совершенно новое FE. Характерной чертой самых мощных грузовиков FH16 с двигателями мощностью 540, 580 и 660 л.с. стала возможность установки современной трансмиссии I-Shift. При наличии автоматической КП справиться с управлением тяжелым грузовиком может и хрупкая женщина, чего нельзя было представить себе на заре зарождения шведской марки.

Независимо от модели грузовика эргономика заслуживает отдельных добрых слов. Это тот самый случай, когда принято говорить «сделано для человека». Управление машинами простое, не требующее напряжения сил.

На самосвалах впечатляет своей эффективностью ретардер: на крутых спусках он ощутимо замедляет автомобиль при включенном втором положении, а их у него четыре! Лесовозная сцепка, как по-простецки сказали бы наши перевозчики – «песня»: контроль габаритов отличный, 660-сильный тягач везет груз без признаков напряжения, а управлять таким автопоездом – одно удовольствие.

Volvo FM 8x4 поражает своей грузоподъемностью

В дополнение к шоу укрощения строительных автомобилей организаторы провели техническую презентацию всей гаммы грузовиков Volvo и поделились новостями компании. Одна из них – установка самогерметизирующихся шин GoodYear (опция доступна с июля 2007 года). Изготовленные по технологии Duraseal они автоматически герметизируют повреждения диаметром до 6 мм. Происходит это за счет специального сверхмягкого слоя резины между протектором и слоем каркаса. В случае прокола эластичный желеобразный материал тут же закупоривает и надежно герметизирует отверстие, сохраняя давление воздуха в шине. Кстати, среди европейских производителей грузовиков компания Volvo Trucks стала первой предлагать перевозчикам шины подобного типа. Для ведущих мостов шины MDD будут доступны в размере 13 R22.5, а для мостов с управляемыми колесами и подкатных осей предусмотрена шина MSS размером 13 R22.5 и 385/65 R22.5.

Транспортные компании на практике еще не успели оценить достоинства нового продукта, но специалисты предрекают его востребованность на рынке. Бизнес-инженер по строительным грузовым автомобилям Volvo Trucks Гуннар Элиассон считает, что шина, самостоятельно справляющаяся с проколами, – технический прорыв с точки зрения увеличения эксплуатационной надежности и времени безотказной работы. С новой шиной в случае прокола (что на стройплощадках не редкость) нет нужды снимать грузовик с маршрута. Его можно спокойно использовать с полной нагрузкой до очередного планового ТО.

Комментировать ... >>
Loading...