<<< Назад

Фанфары с берегов Тобола

Максим Шелепенков, фото автора
Управляющий директор Шалаев Олег Викторович лично проводит экскурссии по своему предприятию
Капотный автобус КавЗ-651Б – визитная карточка завода
Первый серийный КавЗ-4239
Кузов КАвЗ-4239 несущего типа...
....что хорошо видно на этой фотографии: рама как таковая отсутствует
Монтаж комуникаций под днищем автобуса
Передняя и задняя маски у автобуса пластиковые
Двигатель Deutz китайского производства расположен в корме продольно

В начале этого года автомобильное сообщество облетела ошеломляющая новость – в Кургане с 1 января сняли с производства капотный автобус. Постепенно модернизируясь, капотные автобусы на шасси грузовиков ГАЗ были основной продукцией Курганского автобусного завода в течение 50 (!) лет, и вот теперь КАвЗ решил с ними растаться. Не означает ли это закат предприятия, заволновались было мы в редакции.

Не означает – уверены на заводе! С капотником решили расстаться в пользу нового 10-метрового полунизкопольного автобуса КАвЗ-4239, производство которого начали на заводе 24 июня 2008 года. Я оказался в числе приглашенных на это мероприятие журналистов и с удовольствием наблюдал торжественный момент. Но меня больше интересовало другое: чем живет сегодня завод, какие процессы происходят в его недрах, какие люди стоят «у руля» предприятия?Ответ на последний вопрос я получил сразу же по прибытии – экскурсию по производству провел управляющий директор Олег Викторович Шалаев, подтвердив тем самым не только свою высокую компетенцию и доскональное знание производства, но и проявив лучшие человеческие качества, так как было заметно, что проблемы завода он воспринимает как свои личные. Можно считать, что КАвЗу с нынешним главным руководителем повезло.При непосредственном участии Шалаева на одном из старейшем отечественном автобусном заводе за полгода произвели полную реструктуризацию производственных площадей под выпуск новой продукции. Например, убрали громоздкие прессы (в кузове капотника было много штампованных элементов), а вместо них установили листогибочные машины, которые производительнее в технологическом плане, быстрее и дешевле переналаживаются под новую продукцию. Под модернизацию предприятия закупили и установили трубопильные и трубогибочные станки для изготовления заготовок для каркасов кузовов и, наоборот, убрали из цехов все малоприбыльное побочное производство, сосредоточившись на главном – изготовлении кузовов автобусов и сборке готовых машин. Кстати, с этого года завод полностью специализируется на производстве автобусов среднего класса городского и пригородного назначения – такую строгую рыночную нишу установили заводу в холдинге «Русские автобусы».До конца года на КАвЗе планируют выпустить 150 автобусов КАвЗ-4239, а в следующем – 500. На проектную мощность 1000 автобусов в год новое производство планирует выйти в 2010 году. При этом завод продолжает изготовлять «Авроры», переданные сюда с ПАЗа – план на этот год не менее 2200 экземпляров (в 2007-м – 1400 экз.).

ВИНОВНИК ТОРЖЕСТВА
Что же из себя представляет новый автобус КАвЗ-4239 и почему автозаводцы уверены в его востребованности? Это городской автобус вместимостью 90 человек с низким уровнем пола в передней части салона, и полной пневморессорной подвеской, рассчитанный прежде всего на муниципальные автобусные парки в городах с численностью жителей около 1 млн. человек. Долгое время считалось, что низкопольные автобусы не для России и тем более не для небольших городов. Но как показала практика, по проходимости и надежности низкопольные автобусы ни в чем не уступают своим высокопольным собратьям. Дорожный просвет и углы съезда-въезда у них точно такие же, да и жесткость кузова сопоставимая, а вот для пассажиров они намного удобнее. Поэтому сегодня у многих перевозчиков уже пропал страх перед низкопольными машинами и они готовы их приобретать. Единственный камень преткновения – цена. Импортные слишком дорогие, а в родном отечестве до недавнего времени не спешили осваивать выпуск доступных низкопольных моделей, ссылаясь на малый спрос.Идеология нового КАвЗ-4239 как раз построена на том, чтобы дать перевозчикам современный автобус с низким уровнем пола и надежными импортными агрегатами, но по возможно низкой цене. Отсюда 10-метровая длина, обычный задний мост вместо портального (как следствие высокий пол в задней части) и лицензионные агрегаты китайского производства. Все эти меры позволили снизить цену на новый автобус, не ухудшая его потребительских качеств. Ответная реакция не заставила себя долго ждать – перевозчики российских городов (Ханты-Мансийск, Тула, Челябинск, Краснодар и даже Санкт-Петербург) заинтересовались новым КАвЗом и согласились взять его к себе на ресурсные испытания.Проектированием нового автобуса занимались в… Ульяновске, компания «Техмашинвест», которая в последние время активно занимается проектированием автобусов для всего холдинга «Русские автобусы» (ПАЗ, КАвЗ, ГолАЗ), а вот первые опытные образцы (всего их было пять) строили уже на КАвЗе. В этом принимала участие дочерняя кузовная фирма «Вика», занимающая бывший цех малых серий завода. Об этом участке хочется сказать особо. Производственно-экспериментальная база в Кургане всегда считалась очень сильной, и в холдинге «Русские автобусы» уже зреют планы о создании собственного инженерно-технического центра, как раз на базе этого опытного производства в Кургане.Дизайн КАвЗ-4239 не имеет прямых аналогов. Его ни с кого не копировали, оттого он получился самобытным и запоминающимся. Шасси у него китайского производства, даже не шасси, а скорее, набор неких агрегатов, подсобранных на переднем и заднем подрамнике, ведь рамы у несущего кузова в классическом виде не существует. Из-за этого возникли определенные сложности с подбором шасси. У китайцев не нашлось сразу готового решения, техническое задание из Кургана они двыполнить не могли и упорно предлагали нам другие конструкции. Но русские так просто не сдаются, во время своего пребывания на заводе FAW в Китае наши специалисты приметили в дальнем углу цеха подходящую опытную конструкцию. Пришлось буквально тыкать пальцем: «Это вы сделали? Нам надо точно так же!»В результате на «точно так же» подобрали и установили следующие агрегаты: дизельный двигатель Deutz, мосты и коробку передач Eaton. Основным критерием при выборе этих агрегатов стала их надежность, так как они хоть и изготовлены в Китае, охраняются строгими лицензионными соглашениями и вполне соответствуют предъявляемым требованиям, а самое главное поддерживаются «фирменным» сервисом. Не смотря на то что все основные агрегаты у автобуса оказались импортного производства доля зарубежных комплектующих в стоимости автобуса не превысила 45–50%, потому что самая дорогая составляющая автобуса – это его кузов.Именно на изготовлении автобусных кузовов сосредоточил свои силы Курганский завод. Усиленный каркас кузова КАвЗ-4239 сваривают из труб прямоугольного сечения с основной стойкой 40х80 мм (для сравнения на «Авроре» стойка 40х60 мм) на специально организованном отдельном участке, где еще совсем недавно сваривали кузова для капотных «кавзиков». Несмотря на ожидания в конструкции автобуса оказалось не так уж много пластика – только передняя и задняя маска с бамперами, да накладки на колесные арки. Все остальное варят «по старинке» из металла.Антикоррозионную обработку и окраску КАвЗ-4239 проводят по технологии Hellmans (специалисты этой фирмы регулярно, раз в 2 недели, проводят аудит использования своих технологий), что дает гарантию от сквозной коррозии на 6–8 лет. В ближайшее время на заводе начнется монтаж катафорезных ванн (пуск запланирован на 2010 год), тогда гарантийный срок службы кузовов повысится до 10–12 лет.Сборка новых КАвЗов проходит на соседних ветках с «Авророй», а разделяет их третья, простаивающая сборочная линия, которая досталась в наследство от прежних времен, когда производство капотников достигало 25 тыс. шт. в год. Это значит, что в перспективе возможно двукратное увеличение выпуска любой модели или освоение еще одной.Гарантия на новый автобус КАвЗ-4239 – 1 год или 75 тыс. км пробега, а стоимость обычной городской версии на данный момент составляет – 2,5 млн. руб. Помимо ее планируется выпускать пригородную (две входные двери) и северную (закрытая со всех сторон кабина водителя, двойной пол и стеклопакеты) модель.

ОБНОВЛЕННАЯ «АВРОРА»
Этим летом курганцы не только запустили в производство новую модель КАвЗ-4239, но и подготовили рейсталинг выпускаемой «Авроры». Серийно такие автобусы должны выпускать с июля, а полностью вытеснить дорейсталинговую версию с конвейера должны до конца года.В ближайшее время планируют начать комплектовать «Авроры» вигателями Deutz китайского производства, так как они неплохо работали на опытных образцах КАвЗ-4239. Тем более, что при такой унификации легче будет организовывать сервис и ремонт всех автобусов КАвЗ. Напомним, что сейчас на «Аврорах» под Euro 3 сертифицированы двигатели Cummins и ММЗ, но реально их выпускают только с Cummins, так как минский силовой агрегат для автобуса слабоват, да и надежность его оставляет желать лучшего.

Комментировать ... >>
Егор
(14.03.13)
Давно пора ! Зачем выпускать модель автобуса 20-летней давности , которая не отвечает никаким требованием безопасности и надёжности ?! Ну , что ж прощай КаВЗик !
Loading...