<<< Назад

Россия в мировом процессе автомобильных грузоперевозок

А. Рикошинский

Оживление деятельности реального сектора экономики и увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях в последние годы инициировали рост объемов грузовых перевозок. Грузооборот в отраслях транспортного комплекса в 2005 г. по сравнению с 2004-м возрос на 3% и достиг 2197 млрд. т·км (без учета трубопроводного транспорта). Наибольший прирост грузооборота – порядка 7,7% был достигнут на автомобильном транспорте. Социально-экономическое положение, которое занимает грузовой автомобильный транспорт в структуре транспортной отрасли России, определяет его приоритет и неоспоримые достоинства с точки зрения высокотехнологичного транспортного обслуживания, основными характеристиками которого являются: гибкость, мобильность, надежность, срочность, сохранность доставки грузов, стоимость услуг.

Наблюдается и рост международных автоперевозок, их темпы роста опережают темпы роста многих отраслей экономики России. В прошлом году автомобильный транспорт обеспечил порядка 25% внешнеторгового оборота России (по стоимости товаров). Эта цифра столь велика, потому что на автомобилях стараются перевозить более ценные грузы, чем на других видах транспорта. Это происходит потому, что водитель, как правило, выступает и в качестве экспедитора: он принимает груз от грузоотправителя и сдает его грузополучателю. Кроме того, автомобильный транспорт выигрывает у других видов транспорта в скорости доставки. Средняя скорость доставки, включая перевозку, неизбежные простои, таможенное оформление и другие необходимые процедуры, составляет автомобильным транспортом 16 км/ч, железнодорожным – 8 км/ч, морским – 4 км/ч. Автомобильные перевозки позволяют ускорить оборот финансовых средств, что делает их все более популярными, особенно для малого и среднего бизнеса.

Поскольку международные грузоперевозки представляют собой весьма привлекательный для транспортных предприятий и предпринимателей вид деятельности, этот рынок характеризуется высоким уровнем конкурен­­ции внутриотраслевого, межотраслевого и меж­ду­народного характера (на российском рынке высока доля иностранных перевозочных компаний), высоким уровнем требований к качеству и безопасности транспортных услуг. Отрадно, что в начале XXI века действует устойчивая тенденция роста доли россий­ских перевозчиков в объемах перевозимых автомобильным транспортом грузов между Россией и зарубежными странами.

По данным АСМАП, в настоящее время в России международными перевозками занято 24 тыс. единиц подвижного состава, которые перевозят в год 27 млн. тонн грузов на 55 млрд. долларов. Однако, учитывая масштабы нашей страны, количество перевозчиков существенно отстает от Западной Европы. Например, в Польше работает порядка 80 тыс. перевозчиков, в России – всего 22 тысячи.

По территории России перевозчики распределены неравномерно.

По объему перевозок два федеральных округа – Центральный и Северо-Западный, занимающие ведущее место во внешней торговле страны, обеспечивают около 77% общего объема внешнеторговых перевозок.

Крупнейшим торговым партнером России является Европейский Союз, его доля составляет 35%. Эта величина обеспечивается в основном грузооборотом с Финляндией и Германией (в ЕС на их долю приходится более 90% всех экспортных перевозок автотранспортом и 70% импортных перевозок). Автомобильный транспорт традиционно обеспечивает 20% всей внешней торговли РФ со странами СНГ.

За 2005 г. доходы от перевозок внеш­неторговых грузов российским международным автомобильным транспортом превысили 1,5 млрд. долларов, при том что емкость российского рынка международных автоперевозок оценивается в 3,5 млрд. долларов. А поступления в федеральный и региональный бюджеты от российских международных автомобильных перевозчиков в 2005 г. достигли 250 млн. долларов.

Сдерживает развитие отечественных автоперевозчиков то, что парк российских транспортных средств, занятых на международных перевозках грузов, не соответствует экологическим нормам. Так, автопарк действительных членов АСМАП имеет следующую структуру: Euro 0 – 15,6%, Euro 1 – 19,1%, Euro 2 – 45,4%, Euro 3 – 19,9%.

Отрицательно сказывается на развитии транспортных предприятий постоян­ный рост цен на топливо (в России динамика роста цен на автобензин и дизельное топливо в 2002–2005 гг. была в 8...10 раз выше среднеевропейской) и другие материально-технические ресурсы, что снижает их рентабельность. С одной стороны, российское Правительство в целях повышения конкурентоспособности отечественной экономики проводит снижение налоговой нагрузки (для международных автоперевозчиков она снизилась на 4%), с другой – общие расходы возросли на 20...25%.

Важнейшим фактором, способствующим развитию международных автомобильных перевозок, является геополитическое положение России между двумя мировыми экономическими центрами – Европой и Азией. Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента и располагающая высокоразвитой транспортной системой, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении. Но пока мощный транзитный потенциал России используется слабо.

Поэтому одним из перспективных направлений развития российской экономики становится совершенствование транспортной системы страны и реализация ее мощного транзитного потенциала для обеспечения евроазиатских связей. Это станет существенным вкладом в увеличение ВВП России, обусловленным ростом объемов транспортной работы и мультипликативным эффектом в других отраслях экономики. Транзитная рента (доход национальной транспортной системы от транзитных перевозок пассажиров и грузов) становится важной статьей валютных поступлений.

Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются по осям запад–восток и север–юг и совпадают с главными направлениями перевозок в межрегиональном сообщении внутри России, в районе тяготения которых сосредоточено свыше 80% населения и промышленного потенциала Российской Федерации. До 76% от общего объема международных грузоперевозок автотранспортом следуют по российским дорогам, входящим в состав международных транспортных коридоров, но заметна и доля транзитных грузов. Проходящие через территорию России (по 72 субъектам РФ) международные транспортные коридоры обслуживают не только внутрирайонные и межрегиональные перевозки, но и континентальные перевозки между странами Европы и Азии. Очевидно, что развитие международных транспортных коридоров отвечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Российской Федерации. Три из десяти общеевропейских транспортных коридора проходят по территории России, это:

МТК 1: Хельсинки–Таллинн–Рига–Каунас–Варшава (Рига–Калининград–Гданьск);

МТК 2: Берлин–Варшава–Минск–Москва–Нижний Новгород;

МТК 9: Хельсинки–Санкт-Петербург– Москва–Псков–Витебск–Киев–Любашевка (Киев–Минск–Вильнюс–Каунас–Клайпеда–Калининград).

Кроме того, через территорию России проходят основные евроазиатские коридоры «Север–Юг» и «Транссиб» в рамках системы евроазиат­ских коридоров, зафиксированных в декларации Второй Международной евроазиатской конференции по транспорту (Санкт-Петербург, сентябрь 2000 г.), а также ряд дополнительных маршрутов, расширяющих зоны действия коридоров и повышающих их эффективность вследствие более полного охвата международных связей.

В последние годы более перспективными для экспедиторских грузоперевозок становятся направления Россия–Китай (Президентом РФ и премьер-министром КНР в 2005 г. было подписано соглашение о развитии экономических отношений между нашими странами. В соответ­ствии с этим соглашением товарооборот между Россией и Китаем должен увеличиться в 4 раза) и Россия–Иран. Минтранс России в 2005 году выдал 55 тыс. разрешений на перевозки между Россией и Китаем.

Однако, как свидетельствует статистика, в последние годы в данном направлении сложился большой дефицит на выдачу разрешений. Эксперты полагают, что не менее выгодно в экономическом плане и направление перевозок Россия–Иран, однако российские перевозчики пока недостаточно интенсивно работают на этом направлении, а место россиян сейчас пытаются занять конкуренты из Азербайджана.

Но само по себе выгодное географическое положение страны не может обеспечить прирост объемов транзитных перевозок. Развитие транзита сопровождается повышением требований к качеству предоставляемых транспортных услуг: сохранность грузов, сокращение времени доставки, снижение затрат на перевозку, наличие современного складского хозяйства (в последнее время речь идет не столько о высокой вероятности хищений, сколько об элементарном отсутствии подходящих складских площадей, позволяющих хранить дорогостоящую импортную продукцию) и т. д.

Вступление России в ВТО будет иници­ировать процесс консолидации, и мелкие фирмы-перевозчики, вероятно, или сольются друг с другом или вступят в альянс с более крупными перевозчиками, осуществляющими перевозку как в России, так и за ее пределами. Учитывая преимущества автомобильного транспорта в рыночных условиях и высокие темпы развития автомобильных перевозок внешнеторговых грузов, в перспективе к 2010 г. можно прогнозировать приблизительно двукратное увеличение доли автомобильного транспорта в общем объеме перевозок внешнеторговых грузов. Но дальнейшее увеличение доли перевозок внешнеторговых грузов, осуществляемое российскими автоперевозчиками, возможно лишь при принятии ряда мер по развитию производства современного подвижного состава, активизации инвестиционной деятельности предприятий, исключению случаев финансовой дискриминации на международном рынке транспортных услуг.

Комментировать ... >>
And
(29.03.10)
Обзор не плох, для 2005 года.
А вот чего-нить поновее бы почитать.
Loading...