<<< Назад

Ремонт бортов: цена вопроса

А. Трохачёв, фото автора и РИА «Россбизнес»

Перегруз, авария, пожар, стихийное бедствие, злонамеренные действия конкурентов или воров могут привести к тому, что автомобиль или полуприцеп получит повреждения бортов. В этом случае хозяин транспортного средства может продать его, потеряв часть стоимости. А может и потратиться на восстановление. Что выгоднее, нужно выяснять с калькулятором в руках.


Восстановлению не подлежит!

Пожалуй, только в художественных фильмах да рекламных роликах коммерческий транспорт выглядит идеально и безупречно. Но в повседневной практике сохранить глянцевый вид транспортного средства не так-то просто. И дело порой не в самом водителе, а в действиях третьих лиц или в происшествиях, от него не зависящих. Недавно, например, над ночной Москвой прошел ураганный ветер. В результате несколько сцепок пострадало от падения деревьев на полуприцепы. У кого-то даже был поврежден груз, а кто-то отделался лишь разрывом тента и погнутыми стойками. Но у прицепного состава нередко бывают и более весомые потери.

Замечено, что в процессе эксплуатации на прицепах и полуприцепах наряду с подвеской на российских дорогах больше всего и чаще всего страдают каркас и борта. Причин тому – тьма- тьмущая: очевидный перегруз, неправильное крепление паллет, неудачное расположение груза и его смещение в результате экстренного торможения. Есть примеры некорректного обгона и неосторожного маневрирования на парковке, неправильные действия водителя вилочного погрузчика или машиниста подъемного крана. Зафиксированы и эпизоды неправильной парковки в опасных местах – у строящихся объектов, в «слепых» поворотах, на плохо освещенных участках дорог. Отдельной строкой стоят случаи опрокидывания в кювет из-за мягкой обочины и при сильном боковом ветре, или вылет за пределы дорожного полотна в результате превышения безопасной скорости движения. В этом списке есть также последствия поджогов (и такое нередко бывает) и возгорания в результате неосторожного обращения с открытым огнем и электросваркой. Словом, всех возможных причин сразу и не перечесть. А ремонт прицепного состава после них попросту неизбежен.

Так уж случается, что в большинстве случаев характер повреждений элементов полуприцепа или прицепа не позволяет повторно использовать детали конструкции. Гнутые стойки тех же тентованных платформ никто распрямлять с помощью кувалды не станет. Такая мера применима лишь для временного эффекта, скажем, в случае транспортировки полуприцепа на базу или в ремзону. Но для перевозки они уже не годятся, поэтому их выбрасывают и заменяют новыми. Правда, зачастую перевозчики просят поменять комплектующие, например полустойки, в силу усталости металла, потери их первоначальной геометрии и товарного вида. Иногда это делается для себя, любимого, а иногда и для новых глаз, непосредственно перед продажей полуприцепа. Зато рачительный перевозчик не станет выкидывать всю поврежденную конструкцию целиком. Да и к чему такое расточительство, если некоторые метизы (болты, гайки, петли, скобы, кольца) могут еще пригодиться. Тем более что никогда не угадаешь, когда они понадобятся...

Хозяин – барин

Поврежденные детали обычно выбрасывают безо всякого сожаления, и это правильное решение. Но и отбраковывать их нужно с умом. Дело в том, что ремонтные организации нередко навязывают заказчику более широкий перечень работ, чем ему требуется. Например, уговаривают заменить все стойки полуприцепа, хотя «оставшиеся в живых» после аварии прослужат верой и правдой еще не один год. И поводов для такой замены подрядчики придумывают хоть отбавляй: «тент у вас будет держаться лучше», «мы дадим расширенную гарантию на выполненные работы», «проблем знать не будете» и т. д. И здесь важно не развешивать уши, а быть начеку – лишние затраты вам ни к чему.

При выборе материалов и комплектующих для ремонта тоже разумнее не расслабляться. В солидных фирмах заказчику чаще всего предложат не какой-то один вид деталей, а в качестве альтернативы как минимум два: российского и зарубежного производства (см. табл.). И разница между ними порой бывает не процентной, а порядковой. Так, российская поворотная петля стоит почти вдвое меньше финской. А импортная воротная резинка дороже такой же резинки российского производства почти в 3 раза. Впрочем, строго определенной закономерности здесь нет, поскольку имеют место и примеры разной стоимости одной и той же детали, выпущенной в странах Евросоюза. Скажем, почти двойная коэффициентная разница существует между французскими и немецкими полустойками – французские наполовину дешевле. Так что заказчик не зажат рамками жесткого прайс-листа, а чаще всего имеет определенную свободу выбора. Главное – не спешить соглашаться на предложенный вариант и не полениться самостоятельно прикинуть, сколько и на что потребуется денег в случае конкретного вида ремонта.

Перестилаем пол

Бытует мнение, что проблемы возникают в основном с подержанным прицепным составом, а с новым их быть не может или, по крайней мере, возможен какой-то минимум. Но это всего лишь широко распространенное заблуждение. Причин, по которым перевозчику приходится обращаться к услугам ремонтников прицепного состава, великое множество. Причем речь идет не только о бортах и стойках, но и о настиле пола: он тоже порой приходит в негодность в самый неподходящий момент. Чаще всего это связано с работой вилочного погрузчика на платформе, который продавливает и ломает пол, с грубым нарушением правил погрузки или опять-таки с перегрузом.

Проводить самостоятельную реставрацию специалисты не рекомендуют – это может быть лишь временной мерой, чтобы доехать из пункта А в пункт Б. Представьте себе реакцию вашего делового партнера, если при погрузке или разгрузке товара он заметит продавленный пол полуприцепа. Каким бы хорошим до этого ни был ваш подвижной состав, впечатление будет испорчено. И для тех, кто дорожит своей деловой репутацией, рисковать в любом случае не стоит. Качественную обвязку пола, добротный ремонт каркаса могут выполнить только специально обученные люди – с соблюдением технологии, габаритных и внутренних размеров. Они же могут дать гарантию на выполненные работы и сделать их так, что комар носа не подточит.

Международные перевозчики, ценящие свою репутацию среди партнеров по бизнесу, не станут раздумывать при выборе варианта ремонта прицепного состава и выберут новые детали хорошего качества. Сторонники «бюджетного» подхода, привыкшие экономить на спичках и занятые на внутренних рейсах, могут поддаться соблазну не раскошеливаться и возьмутся за ремонт собственными силами или «на стороне». Таким желающим
сэкономить хочется напомнить, сколько раз платит скупой. Впрочем, подход к вариантам ремонта должен быть взвешенным. Не станете же вы из-за одной продавленной доски снимать автопоезд с рейса или отцеплять полуприцеп на пару дней для замены этой самой доски...

В настоящее время фирм, предлагающих услуги по ремонту прицепного состава (и пола в том числе), много во всех регионах России. Да и на территории других стран СНГ, в которые совершаются рейсы – Беларуси и Украины – недостатка в них нет. Рекламные щиты и баннеры с анонсом услуг ремонтных мастерских встречаются на въездах в города и окружных дорогах, возле стоянок дальнобойщиков и просто на трассе. Рекомендовать что-то конкретное здесь дело неблагодарное: клиент должен сам определиться, приемлемы для него цены, сроки и качество предлагаемых материалов или нет.

Бывалые дальнобойщики при этом нередко пользуются СиБи-радиостанцией, спрашивая совета у коллег или у местных водителей. И те в помощи советом никогда не откажут. Ведь ситуация, при которой перевозчику понадобился ремонт бортов, стоек или пола полуприцепа, может случиться с каждым.




Комментировать ... >>
Loading...