<<< Назад

Итоги и планы дорожного строительства

А. Рикошинский

В 2005 г., как обычно, финансирование деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации осуществлялось за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Общий объем финансирования составил 120,35 млрд. рублей. Объем расходов на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог в 2005 г. был установлен в объеме 37,1 млрд. рублей.

В 2005 г., как обычно, финансирование деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации осуществлялось за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Общий объем финансирования составил 120,35 млрд. рублей. Объем расходов на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог в 2005 г. был установлен в объеме 37,1 млрд. рублей.

В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой более 68% выделенных ресурсов было сконцентрировано на шести объектах, реализуемых во исполнение поручений Президента Российской Федерации и решений Правительства: на строительстве Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга; дороги «Амур» Чита–Хабаровск; обход г. Сочи на автодороге М-27 Джубга–Сочи, автодороги «Колыма» в Республике Саха (Якутия); на строительстве и реконструкции участков автодороги М-4 «Дон» и подмосковного участка дороги М-8 «Холмогоры». Расходы федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог на 2005 г. составили 47,57 млрд. рублей. При этом следует иметь в виду, что в 2004 г. субвенции и субсидии, кроме целей строительства и реконструкции дорог, выделялись также на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети для проезда транзитного транспорта. Отметим, что с 2005 г. выделение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на дорожное хозяйство не предусматривается, а субсидии выделяются только на строитель­ство и реконструкцию автомобильных дорог при условии обязательного софинансирования со стороны субъекта Российской Федерации.

Объем расходов на содержание, ремонт и капитальный ремонт федеральной дорожной сети в 2005 г. был установлен в размере 28,55 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 9% меньше, чем в 2004 г. Недостаточность средств на ремонт и содержание дорог привела к тому, что к концу 2005 г. удельный вес федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, снизился до 37,2% (38,1% – в 2004 г.). Доля федеральных дорог, работающих в режиме перегрузки, увеличилась к концу 2005 г. до 28,2% (27,3% – в 2004 г.).

В 2005 г. с использованием средств федерального бюджета было введено в эксплуатацию 1230,8 км автомобильных дорог и 19 096 пог. м искусственных сооружений, в том числе 169,2 км и 5760 пог. м – на федеральных автомобильных дорогах и 1061,6 км и 13 336 пог. м – на территориальной дорожной сети. В связи с выделением дополнительных средств из федерального бюджета в соответствии с федеральными законами от 05.07.2005 № 84-ФЗ и 04.11.2005 № 141-ФЗ, а также из-за упомянутой концентрации выделяемых субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог объемы ввода объектов в эксплуатацию были увеличены против 2004 г. (автомобильных дорог – 914,4 км, искусственных сооружений – 13 026 пог. м).

В 2005 г. были завершены основные объекты:

– строительство участков федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита–Хабаровск на территории Читинской и Амурской областей, Еврейской автономной области с вводом в эксплуатацию участков протяженностью 50,5 км, а также искусственных сооружений на них общей протяженностью 291 п. м;

– строительство автомобильной дороги Адлер–Красная Поляна на участке 32...35-й км с тоннелем 2,5 км. С вводом в эксплуатацию этого участка завершено строительство всей дороги, обеспечен безопасный круглогодичный проезд для жителей района, активизированы работы по формированию нового международного горно-климатического курорта с применением механизма государственно-частного партнерства, открыта возможность выдвижения г. Сочи в качестве города-кандидата на право проведения зимних Олимпийских игр 2014 г.;

– реконструкция участков автомобильной дороги М-4 «Дон» на территории Липецкой, Воронежской и Ростовской областей, Краснодарского края общей протяженностью 22,0 км, а также искусственных сооружений на ней общей протяженностью 290 пог. м. Кроме того, на дороге были переустроены два наиболее опасных снегозаносимых участка, на которых в конце января – начале февраля 2005 г. движение транспорта было прервано до 4 суток, длина «пробок» достигала 30 км;

– реконструкция мостового перехода через р. Клязьма в Нижегородской области на 341 м км автомобильной дороги М 7 «Волга» Москва–Нижний Новгород–Уфа, что позволило обеспечить введение четырехполосного движения на всем протяжении дороги;

– строительство автомобильной дороги «Колыма» в Республике Саха (Якутия) с ликвидацией грунтового разрыва протяженностью 20 км. Концентрация средств позволила завершить строительст­во моста длиной 351 м через р. Брюнгадэ на 799 м км дороги, которое осуществлялось с 1993 г. Выделение дополнительных средств из федерального бюджета в объеме 140,8 млн. руб. позволило увеличить объемы ввода в эксплуатацию участков дороги в 2005 г. по сравнению с первоначальным планом более чем на 10 км.

В 2005 г. введена в пробную эксплуатацию первая очередь Кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга, выполнен значительный объем строительных работ для завершения строительства дороги. Это позволяет к июлю 2006 г. обеспечить ввод в постоянную эксплуатацию всего участка первой очереди КАД протяженностью 35,2 км.

Продолжалось строительство обходов городов Новосибирска, Красноярска, Выборга, Ельца и др. Начато строитель­ство обхода г. Богородицка на дороге М-4 «Дон».

В течение 2005 г. по итогам исполнения федерального бюджета в первом квартале и первом полугодии на финансирование дорожного хозяйства были выделены из федерального бюджета дополнительные средства. Поскольку средства были выделены поздно, когда строительный сезон в большинстве регионов страны был завершен, и значительная часть строительных и ремонтных работ, включая укладку асфальтобетона, мелкие бетонные работы, укрепление откосов, русел и водоотводных сооружений и др. из-за неблагоприятных погодных условий не могла быть выполнена без снижения качества, они были направлены на «задельные» работы, закупку материалов и конструкций. Это позволит в 2006 г. при практически неизменном объеме финансирования ввести в эксплуатацию участки федеральных автомобильных дорог, общей протяженностью в 2,5 раза превышающие объем ввода 2005 г.

С использованием субсидий из федерального бюджета в 2005 г. продолжалась реализация программы по строительству внеклассных мостовых и транспортных сооружений. В рамках реализации программы в 2005 г. введены в эксплуатацию внеклассные мосты через:

– реку Ветлугу в западной части Республики Марий Эл, отделенной от центра региона и других районов Волгой и Ветлугой. Во время весенних паводков понтонный мост прекращал работу, и население района оказывалось на 2 месяца отрезанным от учреждений здравоохранения, образовательных и культурных центров;

– Каму у г. Перми, завершение первой очереди которого позволило вынести транзитное движение из центра города и разгрузить проезд по узкой плотине Камской ГЭС, повысить безопасность эксплуатации этого крупного гидротехнического сооружения. Срок ввода в эксплуатацию мостового перехода был сокращен на год благодаря выделению дополнительных средств из федерального бюджета;

– Кольский залив у г. Мурманска. Мост расположен на крупнейшей автомагистрали Кола–Печенга Мурманской области. Он предназначен для обеспечения транспортных связей города Мурманска с районами и городами области, Санкт-Петербургом и зарубежными соседями Норвегией и Финляндией.

Продолжается строительство 8 крупных внеклассных мостов.

В результате проведенных работ по содержанию и ремонту федеральных автомобильных дорог в 2005 г. был переустроен 801 участок концентрации ДТП, выполнена шероховатая поверхностная обработка на участках протяженностью 1346 км, сооружено 50 км искусственного освещения дорог и мостов, осуществлено строительство 8 пешеходных переходов в разных уровнях.

Капитально отремонтированы 513,9 км федеральных автодорог, завершен ремонт 2944,4 км автомобильных дорог.

Следует отметить, что выделение дополнительных средств из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом от 04.11.2005 № 141-ФЗ позволило увеличить протяженность федеральных дорог, введенных в эксплуатацию после капитального ремонта, на 97 км, или на 23 %, протяженность отремонтированных федеральных дорог увеличена на 430 км, или на 17 %. Существенно повышен объем восстановленного покрытия проезжей части (с 1379 до 1787 км, или на 30%).

Однако имеет место снижение темпов ввода в действие новых автодорог, что в первую очередь связано с недофинансированием отрасли:

по федеральным автодорогам – концентрация имеющихся финансовых ресурсов на строительстве важнейших для экономики страны автомагистралей (автодорога Чита–Хабаровск, транспортный обход г. Санкт-Петербурга, автомагистраль «Дон», объекты Сочинского транспортного узла), удельные затраты на строительство 1 км которых значительно превышают среднеотраслевые значения вследствие высокой капиталоемкости;

по территориальным дорогам – сокращение доходов дорожных фондов в связи с изменением налогового законодательства.

Планы

В настоящее время в области дорожного строительства в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» (эта подпрограмма входит в Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 г.)») реализуются следующие проекты.

1. Строительство и реконструкция головного участка автомобильной дороги М-1 «Беларусь».

Совершенствование головного участка федеральной автомобильной магистрали от 16 до 68 го км с устройством 4...6-полосной проезжей части. Строительство нового ввода магистрали в Москву по трассе северного обхода г. Одинцово протяженностью 19,5 км с началом обхода на 33 м км и примыканием к МКАД в районе развязки с Молодогвардейской улицей г. Москвы.

Планируемая стадия проекта в 2006 г. Предынвестиционная: проектирование, формирование механизма реализации проекта, организация конкурса по привлечению стратегического частного партнера. Инвестиционная: разработка инженерного проекта и отвод земельных участков под строительство 1-й очереди. Разработка обоснования инвестиций 2-й очереди. Срок реализации проекта – 2006–2010 гг.

Капитальные вложения. Ориентировочная стоимость проекта – 18,6 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет), предполагаемый объем финансирования из Инвестиционного фонда – 6,2 млрд. руб. Сроки реализации проекта – 2006–2009 гг.

2. Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги на территории Московской области (ЦКАД) и создание системы транспортно-логистических комплексов в привязке к ней.

Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Москов­ского транспортного узла на расстоянии 50…90 км от Москвы с устройством 4...6-полосной проезжей части, ориентировочно протяженностью 417 км.

Новая кольцевая дорога будет строиться с транспортными развязками в разных уровнях и строительством обходов городов Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород, Голицыно.

Помимо строительства ЦКАД предполагается создание системы транспортно-логистических комплексов (сети межрегиональных распределительных логистических центров площадью 3 млн. кв. м), инновационно-промышленных и рекреационных зон, перенос из черты Москвы на периметр ЦКАД крупных складских комплексов, контейнерных и таможенных терминалов, площадок по хранению объемных и сыпучих грузов, что позволит не только разгрузить уличную сеть, но и высвободить дорогостоящие городские территории.

Планируемая стадия проекта в 2006 г. Предынвестиционная: формирование механизма реализации проекта, завершение разработки обоснования инвестиций реконструкции ЦКАД, обоснование инвестиций развития высокотехнологичной транспортно-логистической системы, организация конкурса по привлечению частных партнеров, начало разработки инженерного проекта и отвода земель по отдельным титулам магистрали (западный и северо-западный сектора).­

Капитальные вложения. Ориентировочная стоимость ЦКАД – 89,6 млрд. руб., всего проекта – 228,5 млрд. руб. Предполагаемый объем финансирования из Инвестиционного фонда – 66,5 млрд. руб. Сроки реализации проекта – 2006–2020 гг.

При определении объема внебюджетных инвестиций учитывались только инвестиции в создание транспортно-логистической инфраструктуры. Суммарный же объем частных капиталовложений в реализацию всего комплекса придорожных проектов-спутников может составить от 120 до 150 млрд. руб.

3. Строительство высокоскоростной автомагистрали Москва–Санкт-Петербург.

Строительство высокоскоростной автомагистрали Москва–Санкт-Петербург ориентировочной протяженностью 640,0 км с устройством 4...6...8-полосной проезжей части по новому направлению в едином коридоре с высокоскоростной железнодорожной магистралью Москва– Санкт-Петербург и обеспечением подъезда к международному аэропорту «Шереметьево».

Планируемая стадия проекта в 2006 г. Инвестиционная стадия осуществляется по очередям. Формирование механизма реализации проекта, инженерные проекты отдельных участков, строительство двух участков.

Капитальные вложения. Сроки реализации проекта – 2006–2010 гг. (1-й пилотный участок – 2006–2008 гг., 2 й – 2006–2010 гг.). Оценочная стоимость проекта –180 млрд. руб. Предполагаемый объем финансирования из Инвестиционного фонда – 37,5 млрд. руб.
Кроме того, в соответствии со «Стратегией развития транспорта РФ на период до 2010 года» предусмотрена реализация следующих проектов.

Строительство и модернизация автомобильных дорог

1. Строительство автомобильной дороги Чита–Хабаровск. Стоимость проекта:

1) полное развитие – 73,1 млрд. руб.;

2) уровень поддержания системы – 48,7 млрд. руб.

Цель проекта – завершение строительства магистрали, входящей в состав МТК «Транссиб» (основное направление TSA) обеспечит автодорожную связь западных регионов России с Дальним Востоком, придаст импульс развитию региона, будет способствовать росту товарообмена между прилегающими краями и областями, развитию торговли с Китаем, Монголией и другими странами АТР.

2. Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга. Стоимость проекта – 108,0 млрд. руб.

Цель проекта – существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения транспорта, повышение безопасности населения и движения транспорта, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц Санкт-Петербурга за счет вывода из города транзитного транспорта, следующего по направлению международного транспортного коридора «Север–Юг» (NSA основное направление), а также части пригородных и внутригородских потоков.

3. Федеральная магистральная автодорога М-8 «Холмогоры» – от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на головном участке от 16 го до 47 го км в Московской области. Стоимость проекта – 18,87 млрд. рублей.

Цель проекта – существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на перегруженном участке магистрали, входящей в состав МТК «Север–Юг» (ответвление NSA3), и являющемся связующим звеном автодорог «Золотого кольца», снижение отрицательного воздействия на окружающую среду ближнего Подмосковья. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.

Строительство мостовых переходов через крупные водные преграды

1. Строительство мостового перехода через Волгу (первая очередь обхода г. Ярославля). Стоимость проекта – 8,1 млрд. руб.

Цель проекта – существенное снижение транспортных издержек при перевозке грузов и пассажиров, оздоровление экологической обстановки в г. Ярославле. Чтобы частично вернуть инвестиции, необходимые для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию.

2. Мостовой переход через Волгу в г. Волгограде. Стоимость проекта – 11,2 млрд. руб.

Цель проекта – повышение эффективности перевозок, содействие социально-экономическому развитию регионов Заволжья, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Волгоград и Волжский от транзитного и внутриобластного транспорта; обеспечение кратчайших надежных транспортных связей с рекреационной зоной Волго-Ахтубинской поймы. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию.

3. Мостовой переход через Волгу у г. Ульяновска. Стоимость проекта – 17,4 млрд. руб.

Цель проекта – обслуживание транспортных потоков по направлению Европа – Центральная Россия – Приволжье – Урал – Сибирь; снятие перегрузки с находящегося в аварийном состоянии существующего совмещенного с железной дорогой моста в г. Ульяновске; снижение отрицательного воздействия на окружающую среду. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию, а также поэтапный ввод в эксплуатацию по очередям и пусковым комплексам.

4. Мостовой переход через Каму на автомобильной дороге Казань–Оренбург у с. Сорочьи Горы. Стоимость проекта – 4,6 млрд. руб.

Цель проекта – обеспечение бесперебойного сообщения с Уралом и Сибирью, круглогодичных автодорожных связей с районами Закамья, Оренбургской, Самарской, Челябинской областей, регионов Поволжья – с государствами Центральной Азии. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплу­атацию.

5. Мостовой переход через Волгу у с. Пристанное. Стоимость проекта – 6,2 млрд. руб.

Цель проекта – обеспечение функционирования автодорожной составляющей транспортного коридора «Транссиб», содействие развитию экономики Саратовской области и юга России за счет повышения пропускной способности Саратовского транспортного узла, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Саратов и Энгельс от транзитного и внутриобластного транспорта.

Строительство
обходов городов

1. Обход города Сочи. Стоимость проекта – 17,0 млрд. руб.

Цель проекта – существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на маршруте, входящем в состав МТК «Север–Юг» (ответвление NSA2), разгрузка улично-дорожной сети города, вывод транзитного движения из городской черты, улучшение условий движения, сокращение отрицательного воздействия на окружающую среду и население, повышение рекреационной привлекательности региона.

2. Обход городов Краснокамск и Пермь с мостовым переходом через реку Кама на автодороге Санкт-Петербург–Киров–Пермь–Екатеринбург. Стоимость проекта – 5,5 млрд. руб.

Цель проекта – создание нового автодорожного направления Северо-Запад–Урал: Санкт-Петербург–Киров–Пермь–Екатеринбург; существенное снижение транспортных издержек; улучшение условий движения; повышение безопасности движения на автодороге, входящей в состав МТК «Транссиб» (ответвление ТSA1); оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Краснокамск и Пермь от транзитного и внутриобластного транспорта.

Строительство платных автомобильных дорог

1. Скоростная автомобильная дорога Москва–Санкт-Петербург. Стоимость проекта – 180 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда – 34,5 млрд. руб.

Цель проекта – обеспечение качественно более высокого уровня обслуживания пользователей дороги на основе со­временной инфраструктуры и применения современных информационных технологий. Существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на направлении, входящем в состав международных транспортных коридоров «Север–Юг» (NSA основное направление) и IX Панъевропейского тран­спортного коридора, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду в регионе крупнейших городов Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Великий Новгород и др., а также особо охраняемых природных территорий, расположенных вблизи федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия».

Обеспечение ускорения развития международного аэропорта Шереметьево, улучшение обслуживания пассажиров, бесперебойная доставка грузов, связанных с деятельностью аэропорта в условиях существенного роста пассажиро- и грузопотоков, следующих через аэропорт. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.

2. Новый выход на МКАД автомагистрали М-1 «Беларусь» по трассе северного обхода г. Одинцово Московской области. Стоимость проекта – 12,1 млрд. руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда – 6,1 млрд. руб.

Цель проекта – существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на перегруженном участке магистрали, входящей в состав МТК «Транссиб» (TSA основное направление) и II Панъевропейского транспортного коридора Берлин–Брест–Минск–Москва–Нижний Новгород, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду ближнего Подмосковья. Будет достигнута разгрузка Рублево-Успенского шоссе на 40…45% за счет перераспределения транспортных потоков. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.

3. Автомобильная дорога «Подъезд к аэропорту Домодедово» на территории Московской области. Стоимость проекта – 2,6 млрд. руб.

Цель проекта – содействие ускорению развития международного аэропорта Домодедово за счет реконструкции дороги. Существенное снижение транспортных издержек при обслуживании пассажиров и доставке грузов, связанных с деятельностью аэропорта, в условиях существенного роста пассажиро- и грузопотоков, следующих через него, а также значительного увеличения интенсивности движения на подъездной автодороге. Модернизация сети автомобильных дорог в районах Московской области, прилегающих к аэропорту Домодедово. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.

4. Автомагистраль «Западный скоростной диаметр (ЗСД)» в Санкт-Петербурге. Стоимость проекта – 57,4 млрд. руб.

Цель проекта – создание новой скоростной автомобильной магистрали вдоль побережья Финского залива, связывающей северную, центральную и южную части города, обеспечивающей прямой выход из морского порта Санкт-Петербурга на федеральную сеть дорог и создающей удобную подъездную инфраструктуру к проектируемому пассажирскому морскому терминалу на Васильевском острове.

Строительство магистрали позволит увеличить пропускную способность панъевропейского коридора № 9 и МТК «Север–Юг», повысить эффективность работы морского порта Санкт-Петербурга и всего Санкт-Петербургского транспортного узла в целом, разгрузить улично-дорожную сеть города, создать условия для развития туристической индустрии.

Комментировать ... >>
Loading...