<<< Назад

Цена бензина нас не волнует...

Т. Докучаев, фото автора

«Я заправляюсь природным газом», «Цена бензина меня не волнует» – такие наклейки можно встретить на автомобилях, работающих не на бензине, а на метане. В канун 2007 г. в Нижнем Новгороде прошло совещание, посвященное вопросам перевода автомобильного транспорта на природный газ. Организаторами этого мероприятия, на котором речь шла в основном о расширении производства в России техники в газобаллонном исполнении и строительстве новых газозаправочных станций, выступили ОАО «Газпром» и ООО «Волготрансгаз».

ЛиАЗ-525657

ЛиАЗ

Считается, что в ближайшей перспективе гарантированный спрос будет прежде всего на автобусы и грузовики, работающие на метане. В частности, «Ликинский автобус» предлагает рынку газовые модификации своих основных моделей, базирующиеся на импортных 6-цилиндровых дизелях семейства Cummins CG-250, отвечающих требованиям экостандарта Euro 3 и имеющих ресурс до 12 лет. Сразу три городских автобуса – ЛиАЗ-525657, ЛиАЗ-529257 и ЛиАЗ-529357 с использованием ходовой части Raba – были продемонстрированы специалистам, принимавшим участие в упомянутом совещании.

Эти машины относятся к большому классу и различаются между собой не только комплектацией и высотой пола в салоне, как базовые ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-5293, но еще и расположением газовых баллонов – на крыше, под полом либо в обоих вариантах. Имеются некоторые различия и в суммарном объеме газовых емкостей ЛиАЗ-529357 – 8 баллонов по 97 л плюс один так называемый маневровый 82-литровый баллон. В среднем все эти модификации расходуют от 45 до 47 м3 газа на 100 км пройденного пути при скорости 60 км/ч. Есть некоторые различия и в оснащении: ЛиАЗ-529257 комплектуют рулевым механизмом Сsepel/ZF Servokom 8098, а ЛиАЗ-525657 – ГУРом от МАЗ-64229.

НефАЗ

Около трех лет назад на КамАЗе был создан 8-цилиндровый 260-сильный газовый турбонаддувный дизель КамАЗ-820.53-260. Именно этот агрегат установлен на две модификации больших нефазовских автобусов – городской НефАЗ-5299-20-21 и пригородный НефАЗ-5299-11-21, представленные на этой же выставке. Автобусы базируются на шасси КамАЗ-5297, оснащенном ГУР RBL/РРТ. Контрольный расход газа на 100 км пройденного пути при скорости 60 км/ч у них составляет около 45 м3, количество баллонов у городского варианта – 8х123 л и у пригородного 4х50 л + 2х80 л + 2х315 л.

Во всем мире на природном газе работает лишь 5,4 млн. транспортных средств. В России парк машин, работающих на газе, оценивается примерно в 60 тыс., а их заправка осуществляется на 215 компрессорных станциях, открытых лишь в 59 субъектах РФ (из почти 90!). Для огромной страны этого недостаточно, что заставило в 2006 г. совет директоров ОАО «Газпром» разработать программу, направленную на развитие в России сети АГНКС и увеличение парка газобаллонных автомобилей.

Если все пойдет, как задумано, к 2020 г. количество АГНКС в России может вырасти в 7 раз. Правда, на протяжении длительного времени такая техника у нас практически не производилась, хотя справедливости ради стоит отметить, что в 1970–1980 годы ГАЗ, ЗИЛ, ЛиАЗ, ЛАЗ и КАМАЗ предлагали перевозчикам газовые модификации своих машин. Впоследствии парк последних пополнялся в основном за счет переоборудования машин уже в процессе их эксплуатации.

Причиной недоверия к альтернативному топливу у потребителей долгие годы была прежде всего негерметичность запорно-крановой аппаратуры. Сегодня многие узкие места, выражаясь специфическим языком производственников, расшиты благодаря появлению специализированных газовых двигателей. Однако сложилась парадоксальная ситуация: автозаводы вновь могут большими сериями выпускать машины на природном газе, но их никто не заказывает.

Этим же озаботился вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай, который в свое время управлял заводом ЗМЗ. Он отметил, что для появления в России качественного газобаллонного оборудования кто-то должен выступить в качестве его заказчика, а разработчики и производители, в свою очередь, должны четко представлять, для кого они работают. Находясь под впечатлением «газпромовского» совещания, вице-губернатор Нижегородской области заявил, что 400 автобусов, запланированных к покупке в 2007 г. на средства областного бюджета, будут укомплектованы газовыми двигателями. Параллельно будет рассматриваться и вопрос, касающийся установки дополнительного оборудования на уже имеющиеся в области пассажирские транспортные средства общего пользования, позволяющие им работать как на традиционном топливе, так и на природном газе.

ПАЗ

Сегодня в России часто можно встретить автобус ПАЗ-3205, переоборудованный для работы на природном газе. Внешне от «собратьев» его, как правило, легко отличить благодаря вынесенным на крышу металлическим газовым баллонам. Подобную манипуляцию над своими «пазиками» в свое время совершал и «Волготрансгаз». Однако этот «новодел» не бесспорен – группа баллонов достаточно тяжела и, создавая дополнительную нагрузку на кузов, она приводит к его повышенному износу. Конструкторы решили, что в случае с ПАЗ-3205 оптимальным местом для размещения газовых емкостей является не крыша, а задний свес автобуса, а если точнее – то свободное пространство в «корме» с доступом через имеющийся в задней стенке кузова люк.

Для этого пришлось серьезно пересмотреть компоновку салона машины. На смену стандартному последнему ряду из пяти сидений, ранее находившемуся на уровне пола, пришла надстройка со ступенькой, где теперь установлены четыре кресла. Так, пожертвовав одним пассажироместом, в «пазике» разместили пять баллонов – четыре 70-литровых и один 50-литровый. В общей сложности получилось 330 л. Оснащен автобус 130-сильным V-образным 8-цилиндровым двигателем ПАЗ-32053 с максимальным крутящим моментом 314 Н·м при 2250 мин-1.


Комментировать ... >>
Loading...