<<< Назад

«Вектор» на север
Полноприводный вездеход «Вектор» на шинах сверхнизкого давления

Г. Крючков

Развитие любого региона немыслимо без широкого применения транспорта. В суровых условиях севера от него напрямую зависит не только благополучие, но нередко и жизнь людей. К сожалению, в этих труднодоступных районах нашей страны битва техники с бездорожьем ведёт к уничтожению местной флоры. Тяжёлая гусеничная техника наносит огромный вред экосистеме региона. Впрочем, эта проблема имеет решение. Им могли бы стать транспортные средства на шинах сверхнизкого давления, такие, как «Вектор», о котором сегодня пойдёт речь.

Правда, об их массовом использовании пока говорить не приходится, ведь созданием подобных вездеходов сейчас занимаются всего несколько компаний в мире.

«Лицо» «Вектора» напоминает мультяшку – «Паровозик из Ромашково»

Все российские машины «обуваются» в шины, разработанные инженерами НАМИ. Внутреннее давление в этих колёсах составляет лишь 0,2–0,4 атм., благодаря этому нужда в протекторе практически отпадает. Шины сверхнизкого давления обладают очень высокой проходимостью, однако имеют ограничения по нагрузке. На одно колесо не должен приходиться вес свыше 500 кг. Возникает вопрос о снижении веса машины, а это, как известно, занятие дорогостоящее. Первые вездеходы, построенные на таких колёсах, изготовлялись аналогично фюзеляжам самолётов – к шпангоутам на клёпках крепились алюминиевые листы. Позже для удешевления производства стали использовать кабины серийных грузовиков.

Создатели «Вектора» пошли иным путём. Конструкторы применили несущий кузов, сваренный из алюминиевых листов толщиной от 2 до 4 мм. Чтобы снизить трудоёмкость изготовления машины, было решено отказаться от шпангоутной схемы. Кроме того, такая технология позволила легко менять компоновку внутренних отсеков вездехода под нужды конкретного заказчика.

Рабочее место водителя-«полярника»

Необходимость установки на «Вектор» дизельного двигателя была очевидной. За неимением подходящего отечественного мотора выбор пал на 90-сильный агрегат Toyota. Развиваемый им крутящий момент в 200 Нм через раздаточную коробку передаётся на два передних и два задних моста. Для снижения массы трансмиссии применили лёгкие агрегаты от «Нивы».

Комбинация приборов: всё гениальное – просто
Через два лобовых стекла вполне хороший обзор
90-сильный дизель Toyota размещён в салоне
Днище «Вектора» имеет защиту, открытыми остаются подвески колёс

Расчётный полный вес вездехода с восемью колёсами должен составлять 4 т. Три из них приходится на снаряженную массу, а оставшаяся тонна – это полезная нагрузка. Такой грузоподъёмности вполне достаточно для перевозки 9–10 человек с багажом. Главный конструктор проекта Генрих Георгиевич Анкинович – заведующий Лаборатории полноприводных и нетрадиционных транспортных средств НАМИ, считает, что с этой задачей проектировщики справились: масса «Вектора» в снаряженном состоянии равняется 3 200 кг. В дальнейшем планируется сократить её за счёт оптимизации конструкции.

«Простая» подвеска полярного автомобиля
На «Векторе» применяются шины низкого давления

Кроме НАМИ в создании «Вектора» принимает участие Центральный полигон – НИЦИАМТ. Машина изготовляется на опытном заводе спецтехники МВД РФ, расположенном рядом с полигоном. Опытно-конструкторские работы ведет ООО «Полюс–Вектор».

Кстати, нынешний директор НИЦИАМТ Владимир Иванович Котляренко в годы работы в НАМИ стоял у истоков создания четырёхколёсного вездехода на шинах сверхнизкого давления «Умка».

Сейчас «Вектор» подвергается интенсивным испытаниям. В частности, его нагружали до массы 5 200 кг, но и с этой нагрузкой вездеход неплохо «тянул». Правда, расход топлива при этом подскочил до 40 л/100 км.

Салон вездехода весьма просторный

В процессе тестирования автомобилю приходилось добираться до базы на одном мосту. И с этой задачей он справился, что говорит о высокой живучести машины. Добавим, что «Вектор» прекрасно передвигается и в режиме 8x4.

Вездеход уверенно стоит на воде. По ней машина передвигается за счёт вращения колёс, а их плавучести достаточно для того, чтобы корпус не касался водной поверхности.

Уже по результатам предварительных испытаний можно сказать, что первая машина с колёсной формулой 8х8 на шинах сверхнизкого давления удалась. Ранее попытки создания подобной техники предпринимал «Трэкол», но инженеры фирмы в своей конструкции не отошли от мостовой схемы ходовой части. В результате их автомобиль получился слишком тяжёлым.

Сегодня уже ведутся работы по созданию улучшенного варианта «Вектора». В его трансмиссии будут применяться колёсные редукторы, а это разгрузит трансмиссию и позволит двигателю легче выходить на оптимальные режимы работы.

Первый вариант вездехода служит для «обкатки» оригинальных технических решений, и главная задача, которая сейчас стоит перед испытателями, – это проверка машины в условиях воздействия низких температур. Инженеры специально подбирали стали, способные «работать» в очень суровых условиях. Особое внимание уделялось сварочным электродам и самой технологии сварки, в результате удалось повысить работоспособность кузова на экстремальном холоде. Конечно, можно было использовать специальный алюминий, который применяют в космических аппаратах, но в таком случае и стоимость у вездехода была бы «космической».

В ближайших планах создателей «Вектора» – пробег по Крайнему Северу, а возможно и к Северному Полюсу. Что ж, пожелаем им удачи, ведь эта «проверка боем», пожалуй, станет основным испытанием для новой машины.

Комментировать ... >>
Kirillys, fedotovk@bk.ru
(04.06.10)
алюминевый кузов в северные морозы.....ну-ну
Loading...