Опубликовано: ГП 12-2005

«Космическая карьера» в карьере

А. Внуков

Продолжаем разговор о спутниковой навигации и вариантах ее использования на предприятиях, деятельность которых связана с автомобильными перевозками (см. «ГП» № 8, 10). Рассмотрим один из вариантов использования системы мониторинга автомобильного транспорта в ходе карьерных разработок.

Цель внедрения системы – автоматизация процесса учета совершенных рейсов, расхода топлива, расчета пробега самосвалов и контроля их движения в течение смены.

Для реализации поставленной задачи автомобили, осуществляющие перевозки, были оснащены «черными ящиками», а программное обеспечение развернуто на рабочих местах диспетчеров.

Установка бортовых комплектов осуществлялась по классической схеме: ящики устанавливались в кабине водителя (фото 1), а антенны – на крыше самосвала. Отметим лишь небольшую, но существенную особенность: антенны размещались на специальных кронштейнах в верхней части кабины (фото 2). Такая «хитрость» позволила обеспечить антенне наибольший угол обзора небесной сферы, чем в свою очередь достигалось устойчивое, надежное и точное определение параметров движения автомобиля.

«Черные ящики» выполняли лишь одну основную функцию – определение (с использованием сигналов спутниковой системы навигации) и непрерывную запись всех перемещений автомобилей в ходе смены. Функциональная нагрузка программного обеспечения, развернутого на диспетчерском пункте, многогранна и разнообразна, хотя и ее можно выразить проще – «интеллектуальная и статистическая обработка накопленной путевой информации».

Для автоматизации процесса в программное обеспечение интегрирована электронная карта-схема маршрутов движения автомобилей, включая места погрузки, разгрузки, отвалы, заправки, возможные трассы перемещения самосвалов и другие объекты, связанные с процессом перевозки грузов.

фото 1.

До внедрения системы мониторинга учет «ходок» к местам погрузки и обратно осуществлялся вручную несколькими контролерами, круглогодично дежурящими в нескольких местах по пути следования машин. После внедрения системы расчет показателей сменной работы переместился на диспетчерский центр и стал необременительным по объему и времени циклом работ, состоящим из следующих основных этапов.

1. Регистрация карты памяти на водителей. На данном этапе происходит регистрация электронного носителя путевой информации на конкретного водителя. Это позволяет впоследствии при считывании информации автоматически идентифицировать карту памяти и сопоставить считанную информацию с конкретным водителем и транспортным средством, на котором водитель осуществлял рейс. После регистрации карта памяти устанавливается в «черный ящик», и самосвал уходит в рейс. Длительность процесса регистрации карты на одного водителя занимает не более 20–30 секунд.

2. Накопление информации. Водитель отрабатывает свою смену, а информация обо всех поездках накапливается в «черном ящике» на карте памяти. По окончании смены карта сдается диспетчеру для дальнейшей обработки. Особенность данного этапа применительно к карьерным перевозкам состоит в том, что перемещение транспортных средств происходит на ограниченной территории по одним и тем же трассам, многократно повторяясь. Накопленную к концу смены информацию трудно разделить визуально на отдельные поездки, поэтому для упрощения обработки был разработан алгоритм автоматической фильтрации и сортировки передвижений самосвалов по территории карьера. Работы в соответствии с этим алгоритмом и составляют суть следующего этапа.

3. Обработка. Накопленная информация считывается в компьютер. Автоматически осуществляется разбиение всего рейса на отдельные поездки от одного пункта до другого, например: экскаватор – фабрика, фабрика – экскаватор, экскаватор – отвал, фабрика – бункер, бункер – цех, погрузки, база – АЗС и т. п. Упомянутые пункты наносятся заранее на карту с использованием программы «Редактор маршрутов и расписаний», входящей в программное обеспечение. Программа автоматически фиксирует время прибытия самосвала на интересующие пункты и время отправки из них, время в пути, рассчитывает пробег от одного пункта до другого, скорость движения и другие данные, удовлетворяющие непраздное любопытство диспетчерского и руководящего состава.

Фото 2.

4. Формирование отчетов. Обработанная информация сводится в отчеты, генерируемые по формам, определенным заказчиком. Отчеты позволяют получить исчерпывающую информацию о проделанной водителем работе, о количестве перевезенного груза, направлении его перемещения, о количестве отдельных ходок, пробеге, общем времени в пути, времени простоя и многой другой полезной информации.

Понятно, что внедрение и освоение современных технологий требует от руководства предприятия целеустремленности и воли, а от персонала – понимания и усилий по преодолению сложившихся шаблонов в работе и устоявшихся стереотипов в сознании. Однако, как показывает практика, использование космических достижений становится актуальным и выгодным в таком земном (в прямом и переносном смысле) деле, как карьерные разработки.

Поистине путь в космос может пролегать и по склону карьера!

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен