Опубликовано: ГП 06-2018
Масштабная интеграция

Завод Ford Sollers в Елабуге

Даниил Минаев, фото автора

В это действительно трудно поверить в реалиях сегодняшнего дня. Татарстан, особая экономическая зона «Алабуга». Несмотря ни на какие трудности, здесь стабильно работает и развивается автомобильный завод полного цикла, на конвейере которого одновременно производятся три совершенно разные модели Ford: Transit в исполнении шасси, цельнометаллический фургон и микроавтобус, а ещё и легковые автомобили Kuga и Explorer.

Производство автомобилей Ford на заводе Ford Sollers в Елабуге стартовало в успешном для российского автопрома 2012 году. Последующие годы стали настоящим испытанием для этого производства, но отказываться от намеченных целей пока никто не собирается. Впрочем, руководство завода не скрывает, что у предприятия трудности, но они временные и преодолимые, а убытки уверенно идут на убыль.

Модификации для всех отраслей

Ford Sollers – российская компания, полностью интегрированная в экономику страны с локализованными моделями, а также линейкой специальных автомобилей, четырьмя заводами и полномасштабным R & D центром, занимающимся адаптацией и локализацией автомобилей Ford. СП Ford Sollers выпускает 7 моделей: Ford Focus и Ford Mondeo на заводе во Всеволожске под Санкт-Петербургом; Ford Explorer, Ford Kuga и линейку коммерческих автомобилей Ford Transit по технологии полного цикла в Елабуге; Ford Fiesta и Ford EcoSport в Набережных Челнах.

Предприятие Ford Sollers завершило все основные проекты с общим объёмом инвестиций в $ 1,5 млрд, включая запуск производства пяти новых моделей Ford, запуск совершенно нового завода по производству двигателей и очередную стадию локализации с 300 локализованных компонентов. По итогам 2017 года Ford Transit является лидером по продажам в сегменте среди лёгких коммерческих автомобилей иностранных брендов в России с результатом 9031 автомобиль, что на 62,4% больше результата предыдущего года. В I квартале 2018 года реализовано 2187 автомобилей (+54,3%).

Конвейерный «Транзит» Елабуги

Производство Ford Transit шестого поколения стартовало в Елабуге в начале 2012 года. Сейчас на елабужском заводе выпускается Ford Transit седьмого поколения, комплектуемый дизельным двигателем Duratorq, рабочим объёмом 2,2 л (настройки мощности 125, 136 и 155 л.с.) в сочетании с 6-ступенчатой механической КП. С апреля 2015 года производство Ford Transit на заводе Ford Sollers перешло на технологию полного цикла, включая сварку и окраску. В ходе подготовки производства на елабужском заводе Ford Sollers была проведена модернизация мощностей и установлено оборудование последнего поколения, в том числе уникальное для подобных производств в России – высокотехнологичный лазерный сварочный модуль, а также роботизированное оборудование на линии окраски.

Профессиональный жаргон

На каждом предприятии существует свой особенный язык, который на первый взгляд может показаться полной несуразицей, но, как ни странно, его прекрасно понимают и используют все сотрудники. Четыре завода Ford Sollers в России – не исключение: здесь можно услышать не только о жуках, крабах и скрипачах, но и о совсем непонятных явлениях, таких как «пентура» и «торкач». А ещё здесь каждый день, не стесняясь, накатывают, без зазрения совести занимаются надувательством и прямо среди рабочего дня проводят свадьбы. Интересно? Подробнее о каждом из этих процессов.

Свадьба – соединение кузова и шасси на заводах Ford Sollers в Татарстане. Во Всеволожске аналогичный этап сборки называют «женитьбой».

Накатить – обновить систему. «Ну что, накатили?» – с этой фразы начинается день заводского IT-специалиста.

Заниматься надувательством – осуществлять специальный процесс по выявлению потенциальных утечек воздуха с целью проверки герметичности кузова.

Скрипач – сотрудник, испытывающий автомобиль на тест-треке для проверки наличия посторонних шумов.

Аркашка – так называют на заводе двигателей прибор для измерения целостности изоляции проводов и кабелей.

Запустить жука или кролика – намеренно отправить через станцию контроля машины с дефектом для проверки эффективности станции контроля. Во Всеволожске используют термин «жук». А на заводе двигателей в Елабуге дефектный двигатель, намеренно запускаемый на линию, называют не только «жуком», но и «кроликом».

Краб – устройство для переноса кузовов в цехе сборки.

Пентура или альфа пентуры – цех окраски, от английского слова «paint» – краска.

Торкач – работник, измеряющий остаточный момент на соединении. От английского слова «torque» – крутящий момент.

Бодики – работники цеха сварки. От слова английского слова «body» – кузов.

(По материалам пресс-службы Ford Sollers)

Несколько этапов рождения автомобиля: от сварки кузова лазерным сварочным комплексом до покраски Несколько этапов рождения автомобиля: от сварки кузова лазерным сварочным комплексом до покраски Несколько этапов рождения автомобиля: от сварки кузова лазерным сварочным комплексом до покраски Несколько этапов рождения автомобиля: от сварки кузова лазерным сварочным комплексом до покраски

Ford Transit прошёл специальную программу испытаний для коммерческого транспорта, которая включала пробег по дорогам Европы и Северной Америки, эквивалентный 275 окружностям Земли (11 млн км). В программе этих испытаний стоит отметить тест на прочность ходовой части, в рамках которого производилось столкновение со 150-миллиметровым бордюром на скорости 60 км / ч. Ещё 500 000 тестовых километров новый Transit прошёл в условиях реальной эксплуатации клиентами. На кузов автомобиля предоставляется 12-летняя гарантия от сквозной коррозии, в его конструкции применены два вида высокопрочной стали, включая легированные борсодержащие сплавы.

Сварочными работами наряду с безмолвными роботами занимаются и женщины
Оборудование Zeiss для контроля геометрии только что сваренного кузова

Сертифицированные бодибилдеры

На существующих мощностях предприятия здесь же, в Елабуге, разрабатывают и производят специальные версии коммерческого транспорта на базе нового Ford Transit. Для этого на заводе функционирует собственное конструкторское подразделение. Его основная задача – реализация решений по установке оборудования, адаптация к российским условиям и технологическое совершенствование существующих машин.

Выборочно некоторые кузова в прямом смысле слова рвут на части при помощи сложной гидравлики для того, чтобы найти дефекты сварки. На снимке фрагмент разрыва, переданный для анализа специалистам

В итоге в России модельный ряд Ford Transit дополнен неплохим выбором надстроек, выпускаемых сертифицированными кузовостроителями. Среди них маршрутные автобусы вместимостью 22 и 25 пассажиров; пригородный автобус «Турист» на 17 пассажиров; промтоварный изотермический фургон и рефрижератор, созданные на базе цельнометаллического фургона; грузопассажирская версия; бортовая платформа с тентом и без; автомобили «Скорая помощь», «Реанимация», «Дежурная часть»; транспорт, предназначенный для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями (социальное такси); школьный автобус для перевозки детей.

Система трёхмерного конструирования позволяет решать порой уникальные задачи. Один такой казалось бы простой пример. Машину здесь могут окрасить в любой цвет, который пожелает заказчик, помимо предустановленных цветов из каталога. Но чтобы отработать конкретную цветографическую схему, технологию грунтования и нанесения эмалей, придётся дополнительно изготовить пару «лишних» кузовов, которые потом останутся внутри завода для различных тестов и последующей утилизации. Иногда избежать ненужного удорожания помогает сложное моделирование, но для крупных заказчиков, например Мосгортранса, всё было отработано в полном объёме, чтобы получить яркий небесный цвет для московских маршруток…

Производство надстроек на шасси иногда требует демонтажа некоторых компонентов, причём демонтированные детали не могут использоваться после конвертации автомобиля. Это учитывает логистика на заводе в Елабуге. На снимке будущий инкассаторский бронированный автомобиль. Он попадёт в руки бодибилдеров без дверных карт, без части остекления и оборудования кузова. Это удешевит исходное шасси и повысит качество изготовления надстройки, так как не придётся лишний раз воздействовать на лакокрасочное покрытие
Производство надстроек на шасси иногда требует демонтажа некоторых компонентов, причём демонтированные детали не могут использоваться после конвертации автомобиля. Это учитывает логистика на заводе в Елабуге. На снимке будущий инкассаторский бронированный автомобиль. Он попадёт в руки бодибилдеров без дверных карт, без части остекления и оборудования кузова. Это удешевит исходное шасси и повысит качество изготовления надстройки, так как не придётся лишний раз воздействовать на лакокрасочное покрытие
Производство надстроек на шасси иногда требует демонтажа некоторых компонентов, причём демонтированные детали не могут использоваться после конвертации автомобиля. Это учитывает логистика на заводе в Елабуге. На снимке будущий инкассаторский бронированный автомобиль. Он попадёт в руки бодибилдеров без дверных карт, без части остекления и оборудования кузова. Это удешевит исходное шасси и повысит качество изготовления надстройки, так как не придётся лишний раз воздействовать на лакокрасочное покрытие
Сборочное производство партнёра-кузовостроителя: идёт процесс превращения фургона в микроавтобус

Елабужский завод двигателей

В сентябре 2015 года Ford Sollers запустило новое производство двигателей в Елабуге, инвестиции в которое составили более $ 275 млн. Новый завод оснащён высокотехнологичным оборудованием, что позволило автоматизировать производственные процессы на 95%. Здесь выпускается три версии бензинового двигателя 1,6 л Duratec: 85 л.с., 105 л.с. и 125 л.с. Двигатели имеют существенный уровень локализации, получая основные компоненты от российских поставщиков, и произведены из локального сырья. К началу 2016 года, в рекордные сроки с момента старта производства двигателей, компания достигла уровеня локализации 45%. Годовая мощность двигателестроительного завода Ford Sollers на первом этапе составляет 105 000 двигателей, с возможным дальнейшим увеличением до 200 000 шт. в год.

Завод двигателей: здесь выпускаются три версии бензинового двигателя 1,6 л Duratec. Двигатели имеют существенный уровень локализации, получая основные компоненты от российских поставщиков…
Завод двигателей: здесь выпускаются три версии бензинового двигателя 1,6 л Duratec. Двигатели имеют существенный уровень локализации, получая основные компоненты от российских поставщиков…
Завод двигателей: здесь выпускаются три версии бензинового двигателя 1,6 л Duratec. Двигатели имеют существенный уровень локализации, получая основные компоненты от российских поставщиков…
…в частности, заводом двигателей локализованы отливка головки блока, блок цилиндров, коленвал, поршневая группа, свечи зажигания
Комментировать ... >>
Loading...